Анализ картины Сальвадора Дали Жемчужина - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Жемчужина

Анализ картины Сальвадора Дали Жемчужина

Картина «Жемчужина» была написана Сальвадором Дали в 1981-ом и стала одной из многих работ каталонского маэстро, напрямую связанных с творчеством наиболее почитаемого им художника — Диего Веласкеса.

За основу образа, как несложно заметить, Дали взял инфанту Маргариту Веласкеса, и дело даже не в том, что в 1981-ом рука Дали слабела с каждым днем, а волшебное ремесло живописи переставало ему подчиняться — дело в этой удивительной приверженности Веласкесу, которую Дали демонстрировал в отношении своего великого предшественника на протяжении всей жизни. Придя в Дом-музей Дали в Порт-Льигате, вы обнаружите там портреты «знаменитый усачей» к которым Дали, разумеется, причислял и себя — и, конечно же, найдете там Веласкеса.

А в мастерской Дали одну из стен украшает размеченная сеткой репродукция самой, пожалуй, известной картины картины Веласкеса — Las Meninas. Интересно, что если в отношении политики, религии или других художников Дали в течение жизни не раз менял свои взгляды на диаметрально противоположные, то его глубочайшее уважение к Веласкесу всегда оставалось неизменным.

Первые следы этого «культа Веласкеса» обнаружились еще в 1919-ом году, когда Сальвадор Дали учился в шестом классе гимназии в Фигерасе, (ныне школа Рамона Мунтанера) и был членом редакционной группы журнал «Studium». В то время юный Сальвадор написал для журнала целую серию очерков, посвященных всемирно известным мастерам живописи, и среди них самый «хвалебный» посвящен именно Веласкесу.

В этом очерке Дали указывает, что великие работы художника Las Meninas и Las Hilanderas, демонстрируют исключительную технику, непревзойденную ни одним другим живописцем, сравнивая «распределение цвета» у Веласкеса с таковым у импрессионистов, которыми тогда Дали также восхищался безмерно.

В 1940-х годах мы ясно видим влияние Веласкеса в произведениях Сальвадора Дали, таких как великолепная картина маслом 1938 года «Образ исчезает». Также нелишним будет вспомнить процитировать такие работы, как «Галарина» и «Корзинка с хлебом».

В конце того же десятилетия, а именно в 1948 году, Дали пишет свой трактат «Пятьдесят волшебных секретов живописи», в котором делится своим богатым опытом живописца, а также дает полезные советы начинающим живописцам.

В этой работе Дали проводит сравнительный анализ качеств, которыми должен обладать художник — техника, вдохновение, цвет, рисунок, гениальность, композиция, оригинальность, загадочность — и оценивает различных мастеров, таких как Леонардо, Мейсонье, Энгр, Веласкес, Бугро, сам Дали, Пикассо, Рафаэль, Мане, Ян Вермеер и Мондриан.

Так вот, в этом «личном зачете» Веласкеса превосходит только голландский художник Ян Вермеер, в то время как Мондриан выступает в качестве противовеса тому восхищению, которое он испытывает ко всем другим художникам.

Позже, в пятидесятые и шестидесятые годы, в период ядерного мистицизма и крупноформатных произведений, «призрак Веласкеса» проявляется в таких работах каталонского маэстро, как «Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени собственной славы» (1958), «Фрейлины» (Las Meninas) (1960) и «Портрет Хуана де Пареха, ремонтирующего струну мандолины (1960).

В начале 70-хх, в период увлечением Дали стереоскопией и голограммами, появляется замечательная работа «Холос, холос, Велаксес, Габор», выполненная в содружестве с нобелевским лауреатом, физиком Денисом Габором — и снова, как можно понять уже из названия эта вещь посвящена бессмертному Веласкесу.

9 мая 1979 Дали стал действительным членом Французской академии изящных искусств. На торжественной церемонии, посвящённой этому событию, художник произнес речь под названием «Гала, Веласкес и золотое руно», в которой невзирая, на всю ее провокативность и всегда свойственный Дали блестящий сумбур изложения, он, тем не менее, снова ясно дал понять слушателям, что авторитет Веласкеса остается для него незыблемым.

Всю жизнь Сальвадор Дали не уставал восхвалять Веласкеса на радио, телевидении и в прессе — и сделал для его популяризации едва ли не больше, чем сам Веласкес. В последний период своего творчества, который закончился со смертью Галы в 1982-ом, Дали часто обращался к работам Веласкеса в своих полотнах — как будто ища опору в том абсолюте, который, несомненно, представляло для него вечное наследие придворного живописца.

В настоящий момент картина «Жемчужина» (140 х 100 см, холст, масло) находится в коллекции Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе.

Все картины этого замечательного гения и величайшего художника 20 века славились своей неповторимостью и историей создания. Картина «Жемчужина» в этом отношении уникальна. Ее история весьма интересная. Как тот раз один знатный человек попросил талантливого художника нарисовать картину, которую он хотел подарить своей супруге. Картина должна была олицетворять собой некий автопортрет избранницы. Леди богатого заказчика настолько была заинтригована тем, что она станет музой для вдохновения нового полотна Дали, что без колебаний отправилась в его парижскую студию. Ее одеяние было изящное, светлое, представляющее собой платье, украшенное оборками. А на ее длинной шее красовалось колье, где невооруженным глазом была заметна одна жемчужина, привлекавшая на себя внимание.

Готовой работой Дали заказчик был, несомненно, доволен, единственное его смущение заключалось в пятнышке на жемчужине, которое показалось ему неуместным. Заказчик обратился к Дали с очередной просьбой убрать этот маленький дефект. На что Дали ответил сеньору отказом. Вооружившись лупой, заказчик попытался присмотреться к картине поближе и он пришел в полный восторг, когда он увидел, что это вовсе не пятно, а отображение рисующего художника. Сама картина представляет перед нами и женщину в пышном платье, с слегка пышными формами. Лица ее мы не видим, зато отчетливо наблюдаем огромную жемчужину, которая так приглянулась при первой встрече художнику с его новой натурщицей. А для того, чтобы еще ярче подчеркнуть центральную жемчужину, художник выбирает для фона цвета сиреневого и красного тонов. Данную картину Дали написал в 1981 году, она является одним из последних творений художника, который умер в 1989 году.

Известный к концу XIX века художник – Сальвадор Дали написал множество замечательных картин, но не у всех из них такая удивительная история, как у картины «Жемчужина», написанной в 1981 году. История ее такова: один достаточно богатый, чтобы заказать картину, вельможа решил сделать своей жене подарок и попросил Сальвадора Дали нарисовать ее. На что художник согласился, и женщина отправилась в Париж, в его студию. Одета она была в очень изящное платье, почти белое, по моде того времени очень пышное и украшенное массой оборок.

На шее ее красовалось драгоценное колье, в котором взор привлекала всего одна замечательная жемчужина.

После того, как картина была нарисована, дали отправил ее заказчику, который остался безмерно доволен, но его огорчало только пятно на жемчужине, по его мнению, никак не гармонирующее со всем портретом. Он отправил к Дали послание с просьбой убрать подобное неудобство, на что получил отказ и предложение вооружиться лупой. Обиженный заказчик все же взял лупу, и пришел в восторг, поскольку увидел, что это вовсе никакое не пятно, а изображение самого художника рисующего портрет дамы, которой и предназначалась картина. Вот так полотно и получило свое название – «Жемчужина». Картина изображает крупным планом тело женщины, слегка полноватой, в светлом пышном платье, но вместо головы дамы, которая собственно и должна завершать шею, изображена огромная чистая жемчужина. Так увидел Дали пришедшую к нему женщину. Второй план картины затемнен, и словно бы поделен на сиреневые и красные тона, может быть для того, чтобы сильнее был виден свет, исходящий от жемчужины. Бесспорно, «Жемчужина» одно из лучших произведений Дали, написанное в стиле сюрреализма, а также одно из предпоследних его творений, так как из-за последующей вскоре смерти любимой жены Дали перестанет писать картины и замкнется в себе, вплоть до своей собственной смерти в 1989 году.