Картина Михаила Врубеля Жемчужина - Михаил Врубель
Картина Михаила Врубеля Жемчужина

Картина Михаила Врубеля Жемчужина

Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.

Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина, изнутри покрытая сверкающим перламутром. Раковина напомнила художнику о море, нарисовала в его воображении морские пейзажи, запахи и звуки. Врубель загорелся желанием перенести красоту и сияние перламутра на полотно, но это оказалось не так просто. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. А при перемене освещения играет совсем по-другому.

Живописец приходит к выводу, что планы раковины можно передать различными переходами оттенков белого и черного. Врубель делает множество набросков раковины углем и карандашом, прежде чем взяться за кисть. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Раковина выглядит такой натуральной, что кажется, будто при повороте головы она будет изменять свой цвет. Спираль жемчужины устремляет взгляды к центру

Врубель изображает раковину намного больше натуральных размеров, и она напоминает ему морской терем с загадочными обитателями. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Фигуры не слишком удались Врубелю, их позы чересчур горделивы и величественны. Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами.

Картину Врубель пишет уже на исходе жизни, это одно из последних его творений, поэтому он работает над ней долго, прорисовывая детали вновь и вновь. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Современники с восторгом принимают творение, выставленное в 1905 году на выставке Союза художников.

Существует версия, что сувенир Максимилиана Волошина, представляющий из себя гигантскую морскую раковину, которая покрыта перламутровым слоем, впоследствии подаренный художнику, считается вдохновителем на создание полотна.

Раковина на картине изображена не в натуральную величину, а намного крупнее. Она переливается и мерцает, а также является напоминанием морского терема, в котором живут загадочные обитатели. Поэтому к картине дорисовываются морские царевны в горделивых и величественных позах, которые располагаются в нижней части. Царевны, проплывая по окружности, смотрят на наблюдателя игривым взглядом и выполняют роль твердой опоры. Сам Врубель выказывал недовольство изображенными героинями.

Использование различных переходов черных и белых цветов передает различные стороны морского изделия. Сначала художником были сделаны множественные наброски при помощи угля и карандаша, а краски стали материалом для раковины, которую он не оставил в черно-белом виде. Лиловый, зеленый, голубой, розовый со своими сложнейшими переливами делают раковину еще натуральнее, и, кажется, что если повернуть голову, она изменит цвета.

Полотно написано в конце жизненного пути Врубеля, по этой причине работа занимает еще больше времени, чем другие картины. Художник особое внимание уделял деталям, находился в поисках природы, легкости и волшебства картины. Чудеса и сказочные вещи играют главную роль в создании неповторимого художественного образа и видения всего мирского Врубелем. Раковина представляет собой морское чудо, с прекрасными изгибами и формами, завораживающими цветами и излучающимся звуком из ее глубин.

Когда в наши руки попадает морская ракушка, мы часто прикладываем ее к уху, надеясь услышать шумы морских волн, но мало кто из нас представлял ту вселенную, которая прячется внутри этой удивительной вещи. Такую вселенную и изобразил живописец. При перевороте картины можно обнаружить вселенную, очень похожую на человеческую ушную раковину. Картина напоминает галактику, увлекающую своего зрителя в свой мир, провожая его по спирали. Галактику, где гармонирующие чудные детали объединяются в единое целое и создают ту сказочность, которую мы вряд ли можем увидеть в обычной жизни.

Зимой 1904 – 1905 годов, живя в Петербурге, Михаил Врубель работал над автопортретами, костюмами для постановки опер П.И. Чайковского «Иоланта» и Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». «В это же время, – вспоминала Е. И. Ге, – он стал писать перламутровую раковину или, как он сам говорил: “Это волшебство” <…>. Картина называлась «Жемчужиной» и была удивительно красива по волшебным переливам красок».

Н.А. Прахов в своем очерке «Михаил Александрович Врубель» так со слов художника излагает историю создания произведения: «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине» <…>. Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того как сделал несколько рисунков углем или карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».

Работа над этим листом и над эскизом «Тени лагун», первым вариантом картины «Жемчужина» (1905, Третьяковская галерея), привела художника к выводу, что «блеск перламутровой раковины настоящей, а не написанной, не в красках, а в рисунке и что углем он берется сделать такое волшебное произведение» (Е.И. Ге. «Последние годы жизни Врубеля»). Тема «Жемчужины» стала началом создания целого цикла рисунков раковин (в Третьяковской галерее хранится один из них: «Раковина», 1904–1905).

Н.А. Прахов так описывает первое впечатление от этих рисунков: «С поразительным, свойственным только ему одному мастерством был передан рисунок отдельных планов, сочетание разнообразных форм и силы которых создавало иллюзию перламутра. Женских фигур в них не было ни на одном наброске. Раскидывая по полу один рисунок за другим – в лист или по пол-листа ватмана, – Михаил Александрович стал уверять меня, что краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета – все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет». В этих рисунках Врубель одним из первых в мире начинает разрабатывать формы искусства, не зависимые от подчеркнуто сюжетного начала. Следующим шагом станет открытие беспредметности в русской живописи.

Одна из последних работ великого мастера. В ней он решает сложнейшую задачу — передачу природного перламутра в черно-белой гамме.

Идея этой работы появилась у художника благодаря подарку Волошина. Поэт преподнес мастеру большую морскую раковину, покрытую толстым природным слоем перламутра. Этот непостоянный и переливающийся материал стал источником вдохновения.

В небольшой картине можно увидеть и море, и ночное небо, и загадочную манящую бесконечность. На первый взгляд случайные пятна в какой-то момент превращаются в фантастических существ, парящих над бушующими волнами.

Две женские фигуры — как античные богини — спокойно наблюдают за публикой из мира бессмертных. Под их взглядом зритель начинает чувствовать себя неуютно. Возникает ощущение присутствия чего-то непознаваемого. Взгляд скользит в центр картины, подчиняясь линии и ритму работы. Сочетание оттенков черного и белого цветов, вкрапления голубого, синего, лилового, желтого, зеленого — создают эффект перламутрового перелива. Эффект настолько сильный, что многие зрители меняют угол взгляда на работу, ожидая изменения порядка цветов.

Работа произвела сильное впечатление на коллег и критиков. По своей сути эта работа является творческим завещанием художника.