Картина «Портрет инфанты Маргариты в белом платье» была написана Диего Веласкесом в 1656 году и… Что-что? Вы уже где-то видели эту белокурую девочку? И платье тоже видели, вот только не можете припомнить, где? Да, всё верно, так и есть. Вы можете любить живопись, не любить живопись или относиться к живописи совершенно равнодушно, но есть вещи, без которых невозможно представить себе нынешний мир: такие, например, как звезды Ван Гога, или водяные лилии Моне … Как девятый вал Айвазовского или Джоконда Леонардо… Как Венера Ботичелли, деструктивные «кубики» Пикассо или «мягкие часы» Дали… Так случается, когда образ вышагивает за ставшие ему тесному рамки картины и становится неотъемлемой частью всего нашего бытия.
Ровно это же самое случилось и с самой знаменитой моделью Диего Веласкеса — инфантой Маргаритой Терезой Испанской, которая в том же 1656 году и в том же платье появилась на картине придворного живописца Веласкеса «Менины», в которой, как полагают многие искусствоведы, художник достиг всех мыслимых пределов живописи вообще.
Именно немеркнущая популярность картины и стала причиной того, что образ хрупкой, болезненной, но обладающей невероятным чувством собственного достоинства «коротышки» королевских кровей ушел, что называется, в народ.
Вообще, лично мне всегда жутковато разглядывать портреты испанских Габсубргов, в особенности инфантов и инфант, сделанных рукою Веласкеса. Ощущение каждый раз такое, будто рассматриваешь предсмертную фотографию — что особенно усиливается предельных натурализмом и точностью письма Веласкеса, с которой может сравниться разве что фотоаппарат.
И ввот ты любуешь очередным ребенком Филиппа Четвертого, а сам вспоминаешь — через сколько месяцев после написания картины он умер? Да, дети Филиппа, мальчики и девочки отличались крайне слабым здоровьем и уходили в мир иной один за другим, маленькой печальной вереницей.
Причиной тому, как всем известно служили бесконечные близкородственные браки испанских Габсбургов, которые привели, в конце концов, к тому, что на Карле «Зачарованном», младшем брате инфанты Маргариты, династия испанских Габсбургов, собственно, и прервалась.
Но в 1656-ом бедняга Карл еще не родился, и белокурая крошка пяти лет от роду, стоящая перед нами — единственная наследница испанского престола. На нее возложены все надежды, устремлены все взгляды и направлены все молитвы короля Филиппа. Вдруг разорвется порочный круг, и Маргарита, милая девочка, будет жить долго и счастливо? Ну, почему бы небу на сжалиться хоть один раз — над такими могущественными и такими бессильными королями?
Но что сетовать на небеса, и что на них надеяться, когда отец Маргариты приходился дяде ее матери — королеве Марианне Австрийской? Габсбурги, как всегда, были в своем околоинцестуальном амплуа. Тем не менее, в детстве у Маргариты не обнаруживалось тяжелых последствий из-за бликого родства родителей.
Девочка, по воспоминаниям современников, обладала живым характером, привлекательной внешностью и была обожаема родителями, называвшими ее «маленьким ангелом». В 1663 году было объявлено о помолвке 12 Маргариты с императором Священной Римской Империи Леопольдом Первым, и в том же году подписали брачный контракт. С той поры каждый год в Вену посылали портрет Маргариты, чтобы жених видел, какие трансфрормации происходят с его малолетней невестой.
25 апреля 1666 года , уже после смерти Филиппа, был заключен брак по доверенности, а через три дня 15-летняя невеста выехала в Вену в сопровождение обширного двора. К концу ноября (в те времена никто никуда не спешил) Маргарита была в окрестностях Вены, а 5 декабря торжественно въехала в город, где уже были подготовлены торжества по случаю ее приезда.
Торжества эти растянулись на два года и вошли в историю, как одни из самых зрелищных за всю эпоху барокко. Невзирая на то, что муж был значительно старше, брак Леопольда и Маргариты можно назвать счастливым. У них обнаружилось множество общих интересов (в особенности, в музыке и живописи), да и в целом они прекрасно ладили.
За шесть лет супружества Маргарита родила четверых детей, изгнала из Вены евреев (сказалась испанская инквизиционная закваска) и вскоре после рождения четвертого ребенка умерла в возрасе 22 лет. Надо сказать, при венском дворе ее не очень любили. Маргарита плохо говорила по немецки, а заносчивость ее испаской свиты возбуждала всеобщую ненависть. Наглые венские придворные вслух выражали надежду, что болезненная Маргарита, даст Бог, вскоре умрет, и тогда их любимый Леопольд сможет, наконец, жениться во второй раз — на «нормальной» королеве.
Так, собственно, и получилось. После ее смерти Леопольд безутешно тосковал ровно четыре месяца, поле чего, ко всеобщему удовольствию, женился на Клавдии Фелиците Австрийской из Тирольских Габсбургов.
А Маргарита, кости которой давно истлели и тело обратилось в прах, все-таки перехитрила всех: она осталась вечно живой благодаря великому таланту Веласкеса. И даже люди, далекие от искусства, при виде этой милой белокурой крошки, позирующей с достоинством истинной королевы, обязательно воскликнут: где-то я эту девочку уже видел!
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо — всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо — один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Знаменитое произведение Сальвадора Дали «Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени собственной славы» прославилось на весь мир. Произведение написано в 1958 году малом на холсте и представляет неимоверную историческую ценность.
Картина поистине великая и необыкновенная. Дали работает таким образом, как будто за ним наблюдают зрители, он предстаёт пред ними полностью свободным и открытым. Инфанта Маргарита изображена на многих произведениях великих мастеров, но так, как она есть на самом деле, в реальном мире и образе.
Дали же изображает инфанту совершенно по-другому, она предстаёт в образе тени, как будто работа над полотном только началась и мастер сделать необходимые для себя наброски. Картина сыра и свежа, но держит в себе много тайн и загадок, которые нам зрителям предстоит раскрыть. Она – царица, купается в лучах славы. Она горда своей жизнью и тем, что несёт миру и людям. Несмотря на прозрачность и призрачность образа и сюжета, картина написана яркими и сочными красками. Красный – цвет власти, любви и страсти, жёлтый – цвет спокойствия, безмятежности и умиротворения, голубой – цвет нирваны и блаженства, коричневый и серый – цвета, позволяющие создать ту неповторимую и загадочную ауру, которую хочет нам передать великий художник.
Фигурка маленького человечка на переднем плане – это и есть сам великий маэстро, который пишет портрет великой инфанты Маргариты. Он ставит себя намного ниже этой удивительной женщины, и не боится того, что она полностью его затмит. Нет, так не будет, ведь мастер создаёт великое чудо, которое будет увековечено на полотне.
Картина экспонируется в музее Сальвадора Дали вместе с полным собранием произведений об инфанте Маргарите. Музей находится во Флориде в США и приглашает любого желающего посмотреть знаменитые произведения этого великого мастера пера.