Анализ картины Сальвадора Дали Женщина с головой из роз - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Женщина с головой из роз

Анализ картины Сальвадора Дали Женщина с головой из роз

Работа наполнена символами, надеждами и страхами художника. На фоне звездного предрассветного неба две подруги в обычной, очень женской ситуации: примерка нового наряда. Наряд не готов, спадающая ткань, трансформируясь в цепкие мужские руки, не желает отпускать тонкую фигуру. Вторая подруга задумалась над рисунком будущего наряда. Хрупкость моделей удачно подчеркнута яйцом на белой неустойчивой доске.

Интересен задний план полотна. Одинокая мужская фигура внимательно разглядывает собачью голову со скалами на макушке. Скалы — препятствие, собачья голова — пугающая верность. Препятствие, сложность, трудность — верность для мужчины всегда была одним из страхов в отношениях с женщинами. Страх и притягательность греха, с одной стороны, привлекательность и искушение, с другой.

Восходящее солнце скоро разрушит иллюзию. Длинные тени исчезнут. Женские фигуры вернут себе земные черты, страхи исчезнут, готовые вернуться в любой момент.

Цветовая гамма богата, все краски работы соединены в наряде «задумчивой» дамы, лишь яркий пояс, агрессивного красного цвета, раскрывает внутреннее настроение.

Фантазийные эксперименты художника есть не что иное, как творческое переосмысление ранних находок художников средневековья и Возрождения, использующих символическое значение предметов для раскрытия идеи работы.

Цветочная голова героини — попытка передать особое отношения автора, подчеркнуть привлекательность, хрупкость, иллюзорность модели.

Работа наполнена свободой, воздушной пустотой. Шесть объектов оставляет автор зрителю на идеальной плоскости, разделенной на тонкие полосы. Горизонт пуст, он ограничивает ту бесконечность, в которой разворачивается сюжет работы.

Наряд не будет готов никогда. Работа — попытка зафиксировать непрерывный и вечный процесс взаимоотношений между красотой и человеком.

Картина «Женщина с головой из роз» была написана Сальвадором Дали в 1935-ом году и, как и ряд других работ того периода, с первого взгляда даже у людей, далеких от мира моды, ассоциируется именно с ней.

Это отнюдь не случайно. Дали, как известно, активно сотрудничал с Эльзой Скиапарелли, Жаном Кокто, Коко Шанель, с которой его связывали особенно приятельские отношения… Ткани по его рисункам делали Диор и Карден — список коллабораций непоседливого каталонского гения с виднейшими деятелями мира высокой моды можно продолжать долго.

Что касается картины «Женщина с головой из роз», её иллюстрация в 1935 году украсила столь авторитетное издание, как Harper’s Bazaar и была далеко не единственной, появившейся на страницах журнала.

В 1934-ом редактором журнала стал Алексей Бродович, а уж он-то пройти мимо такой яркой и эпатажной личности, как Сальвадор Дали, никак не мог!

На картине «Женщина с головой из роз», как несложно заметить, запечатлена как раз сцена примерки. Изображая голову центрального персонажа в виде цветов, Сальвадор Дали далеко не оригинален относительно своих же работ того периода.

Вообще, цветы символизируют женскую сексуальность, а роза, к тому же, напрямую ассоциируется с женским половым органом — глупо было бы думать, что в этой работе Дали зачем-то откажется от эротизма, красной нитью проходящего через большинство его картин.

Складки одежды, обнимающие талию женщины, стоит присмотреться к ним чуть повнимательней, обращаются в мужские руки, что в сочетании с затемненно-вечерним колоритом картины сразу наводит на мысли о волнительном сумраке спальни, предназначенной для любовных утех.

Ощущение это лишь подчеркивает голова льва с оскаленной пастью — частый образ в работах Дали конца 20-хх — начала 30-хх годов, который, среди прочего, означает и всепожирающую сексуальную страсть.

Следует также отметить и антропоморфную мебель — напомним, именно в 1935-ом Дали активно начинает интересоваться дизайном мебели и интерьеров и изобретает даже целую комнату, выполненную в виде лица знаменитой американской актрисы Мэй Уэст.

Хотя комната была реализована значительно позднее — это Зал «Мэй Уэст» в Театре-музее Дали в Фигерасе — знаменитый Диван-губы все же был изготовлен «по горячим следам» и установлен в холле магазина Эльзы Скиапарелли.

Себя Сальвадор Дали изобразил в виде привычного для него универсального символа — яйца, одиноко возлежащего на антропоморфном столике. Впрочем, в контексте именно этой картины яйцо может символизировать также хрупкость и недолговечность столь эфемерной субстанции, как женская красота. И голова из цветов, которые, увы, так недолговечны — о том же.

Интересна также мужская одинокая фигура на удалении: еще один Дали? Или, скорее, собирательный образ мужчины, ради которого, собственно, и придумываются все эти модные ухищрения?

В настоящий момент картина «Женщина с головой из роз» (35 Х 27 см; дерево, масло) находится в Kunsthaus в Цюрихе.

В картине очень много символов, а еще она наполнена страхами и ожиданиями художника одновременно. Фон полотна – это небо в звездах перед рассветом. И вот в такую предутреннюю пору две подружки занимаются заурядным женским делом: примеряют новое убранство.

Одежда еще не совсем готова, а ткань, спадая, превращается в сильные руки мужчины, которые не хотят отпускать утонченную фигуру. Одна из подруг склонилась в задумчивости над эскизом следующего наряда. Модели очень деликатные. Их хрупкость подчеркивается виднеющимся на белой дощечке яйцом.

На заднем плане холста ситуация куда более интересна. Здесь маленькая фигура мужчины в абсолютном одиночестве рассматривает голову собаки, на макушечной части которой скалы. Тут все символично: скала – преграды в достижении цели, голова собаки – преданность, которая часто страшит. Подобные трудности всегда становятся на пути в отношениях мужчины с прекрасной половиной человечества. С одной стороны – у них страх перед грехом, а с другой – возможность искушения.

Однако иллюзия вскоре разрушится – взойдет солнце. После его восхода тени исчезнут, фигурам женщин будут возвращены черты земного человека. И, несомненно, пропадут страхи, которые могут и возвратиться.

Цветовая палитра полотна очень широка, все краски работы соединяет платье дамы, работающей над рисунком. А вот ярко-красный пояс отражает ее внутреннюю сущность.

Создавая полотно, художник экспериментирует в области фантазий. Все предметы в картине являются символами.

К примеру, голова одной из героинь соткана из цветов, что подчеркивает очаровательность, а также иллюзорность позирующей модели.

Картина наполнена пустотой воздуха. Все объекты находятся в одной плоскости, но горизонт пустой.

В своей работе Дали намекает на то, что платье не будет сшито никогда. Это своеобразная попытка показать непрерывность отношений между истинной красотой и человечеством.