Анализ картины Сальвадора Дали Корзинка с хлебом - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Корзинка с хлебом

Анализ картины Сальвадора Дали Корзинка с хлебом

Сальвадор Дали неспроста считается гением. Он прославился после своей первой выставки, где практически все его картины произвели огромное впечатление на публику. Конечно, не каждый человек смог тогда проникнуться фантазией автора и понять его основную идею. «Корзинка с хлебом» – это не единственная работа Дали в подобном стиле. Сначала композиция выглядела иначе. Так, корзинка была изображена очень тонко и искусно. Работу над тем, первым, полотнищем гений закончил в 1925 году, а уже в 1945 году он вновь взялся за кисть, чтобы запечатлеть на холсте подобную композицию. Теперь Дали решил сделать акцент на лаконичности и строгости. Так, на черном фоне была изображена деревянная скамейка, на которой стояла плетеная корзина с хлебом. Причем хлеб получился невероятно светлым. Кажется, что он светится изнутри. Благодаря темному насыщенному фону все предметы выглядят необычно яркими. При взгляде на картину создается двоякое ощущение. Вроде бы, все ясно и понятно. Хотя так ли это?

Тема хлеба была для художника действительно актуальной. Он трепетно относился к этому продукту, считая его жизнью тела и даже всего мира. Если внимательно посмотреть на полотно, можно заметить, что перспектива слегка искажена. Это свидетельствует о том, что даже при создании такого реалистичного полотна Дали оставался верен себе. Хотя все предметы прорисованы четко и детально, нельзя не заметить манеры письма, характерной этому великому художнику. Некоторые именитые критики уверены, что данную картину нельзя отнести к настоящему реализму. Скорее всего, он надуманный. Наверное, это правда, ведь над произведением Дали работал после Второй мировой войны. Это объясняет черный фон и ценность хлеба, который символизирует собой мир и саму жизнь. Дали – действительно гениальный художник, ведь он способен удивлять, работая даже в непривычном для себя жанре.

Картина Сальвадора Дали «Корзинка с хлебом» (1945) — абсолютный фетиш самого Маэстро, его талисман, и, по собственному мнению художника — одна из лучших его работ. Эта небольшая (35 х 44 см; доска, масло) картина, настоящая жемчужина Театра-Музея, расположена в центральной части экспозиции «Зала Сокровищ». «Зал Сокровищ» — центр всего музейного пространства, где стены, согласно указаниям Дали, обиты красным бархатом, из-за чего создается ощущение, что, попадая туда, оказываешься внутри шкатулки с драгоценностями.

Ощущение это вполне оправданно и даже неизбежно: если принять во внимание, сколько стоят размещенные в этом зале картины, легко может закружиться голова. По самым скромным подсчетам, речь идет о сумме в 300 000 000 евро — но, пока, слава Всевышнему, никто продавать их не собирается.

А центральная позиция «Корзинки с хлебом» в этой сокровищнице, в этой «пещере Дали-Бабы» — отнюдь не случайна. Сам Сальвадор Дали, как мы уже сказали, считал эту картину одной из самых важных своих работ и даже чем-то вроде талисмана, который непременно должен был сопровождать супругов Дали во всех их перемещениях по разным странам и континентам.

Очень нравилась «Корзинка с хлебом» и супруге художника, Гала, которой, собственно, она и была преподнесена в дар автором на открытии выставки в галерее Бину в Нью-Йорке, проходившей в ноябре-декабре 1945 г. Конечно же, мы помним эту традицию Дали: прилюдно, демонстрируя публике высочайшие любовь и уважение к жене, в начале каждой своей выставки одаривать её одной из своих картин.

А почему бы и нет? Это красиво, достойно, и, к тому же, разумно и практично: имущество, таким образом, оставалось в семье, и впоследствии им, в случае необходимости, мог воспользоваться и сам Дали. Так, кстати, произошло и с «Корзинкой» — занявшись созданием своего Театра-Музея, Дали взял у Гала «во временное пользование» подаренную ей картину для экспозиции — благодаря чему, собственно, мы и можем ей сейчас насладиться.

Кстати, именно эта работа Дали была впоследствии использована в качестве иллюстрации к так называемому плану Маршалла — программе помощи США послевоенной Европе — попало в прессу и сделалась широко известным в мире. В этой связи следует особенно выделить один случай.

В 1940-х годах Уильям Николс, главный редактор воскресного приложения This Week, увидел «Корзинку с хлебом» в художественной галерее и буквально влюбился в нее, назвав картину «самой красивой из всех, которые он когда-либо видел в своей жизни». В итоге репродукция «Корзинки с хлебом» 1 февраля 1948 года была опубликована в This Week Magazine (именно в связи с «Планом Маршалла»)- а это воскресное приложение, прошу отметить, на пике своей популярности выходило тиражом 15 миллионов экземпляров. Можете представить себе объем аудитории?!

Способствовал известности картины и сам Дали, постоянно упоминавший свою «Корзинку с хлебом» в статьях и интервью и часто приводивший ее в качестве примера. Это и не удивительно, учитывая, с каким непревзойденным мастерством написана картина — Дали по праву было чем гордиться. Вот как он высказался о картине в одном из своих интервью:

«Полгода моей задачей было овладеть утраченной техникой старых мастеров, достичь пред взрывной неподвижности предмета. Это самая строгая картина с точки зрения геометрической композиции. Структурные силовые линии напряжены до последнего предела. Еще чуть-чуть — и с этой горбушкой случится корпускулярный (атомный) взрыв. За двадцать лет корзинка превратилась в корону, а хлеб обрел компактность локтя или носорожьего рога.»

Дали, как видим, упомянул о своей попытке «овладеть утраченной техникой старых мастеров» — и ему безусловно это удалось. Высота технического исполнения картины поражает, изумляет и даже вызывает недоверие — как-то не верится, что это мог сотворить человек с помощью такого довольно грубого и несовершенного инструмента, как руки.

По словам самого Сальвадора Дали, он работал над картиной два месяца, по четыре часа каждый день — и труд этот был не напрасным. Классический реализм, граничащий с гиперреализмом — так бы я определил стиль картины.

Если рассматривать оригинал с помощью лупы, можно заметить, что детально выписаны не только отдельные прутья корзинки, но даже и едва заметные темные точечки на них, абсолютно такие же, какие можно наблюдать в реальности. Что до хлебной горбушки — она, стоит посмотреть на нее чуть подольше, начинает в буквальном смысле обретать трехмерность и материализовываться. Кажется, этот хлеб вот-вот можно будет потрогать и ощутить под пальцами хруст корочки и нежную его мякоть.

Кстати, именно этот «квазиреализм», так несвойственный фантасмагорически-галюциногенному Дали, вкупе с безукоризненной техникой и поражают наших туристов в первую очередь. .

Люди напрочь отказываются верить, что это реалистично-академическое полотно написано эпатажным усатым каталонцем, который снискал мировую известность галлюцинаторно-бредовыми шедеврами эпохи сюрреализма. Однако все течет, все меняется — и наступил неизбежный момент, когда сюрреализм стал для Дали пройденным этапом. Требовалось в срочном порядке найти новый способ художественного самовыражения — и таким способом, или, скорее, методом, стал так называемый «ядерный мистицизм», о котором мы не раз еще будем беседовать.

«Корзинка с хлебом» может и должна рассматриваться как подготовительный этап к «ядерному мистицизму», основанному на следующих «трех китах»: классическом живописном наследии, ядерной физике и католицизме. Кроме того, Дали всегда любил шокировать и удивлять. На мой взгляд, создавая «Корзинку», художник, среди прочего добивался и такого эффекта: озадачить публику и заставить ее поломать голову: в чем тут подвох? «Эта типично реалистическая работа, как оказалось, больше всего прочего удовлетворила мою фантазию. Перед нами полотно, о котором ничего нельзя сказать — полнейшая загадка!»

А загадочность, или мистицизм, как известно, Дали ценил в творчестве едва ли не превыше всего. Примечательно и символично, что «Корзинка с хлебом была завершена Дали 8-го мая 1945 г. — аккурат накануне капитуляции гитлеровской Германии. Обескровленное, изголодавшееся, уставшее от разрушений, варварства и смертей человечество хотело мира и хлеба, и «Корзинка с хлебом» Дали — как раз об этом.