Сальвадор Дали неспроста считается гением. Он прославился после своей первой выставки, где практически все его картины произвели огромное впечатление на публику. Конечно, не каждый человек смог тогда проникнуться фантазией автора и понять его основную идею. «Корзинка с хлебом» – это не единственная работа Дали в подобном стиле. Сначала композиция выглядела иначе. Так, корзинка была изображена очень тонко и искусно. Работу над тем, первым, полотнищем гений закончил в 1925 году, а уже в 1945 году он вновь взялся за кисть, чтобы запечатлеть на холсте подобную композицию. Теперь Дали решил сделать акцент на лаконичности и строгости. Так, на черном фоне была изображена деревянная скамейка, на которой стояла плетеная корзина с хлебом. Причем хлеб получился невероятно светлым. Кажется, что он светится изнутри. Благодаря темному насыщенному фону все предметы выглядят необычно яркими. При взгляде на картину создается двоякое ощущение. Вроде бы, все ясно и понятно. Хотя так ли это?
Тема хлеба была для художника действительно актуальной. Он трепетно относился к этому продукту, считая его жизнью тела и даже всего мира. Если внимательно посмотреть на полотно, можно заметить, что перспектива слегка искажена. Это свидетельствует о том, что даже при создании такого реалистичного полотна Дали оставался верен себе. Хотя все предметы прорисованы четко и детально, нельзя не заметить манеры письма, характерной этому великому художнику. Некоторые именитые критики уверены, что данную картину нельзя отнести к настоящему реализму. Скорее всего, он надуманный. Наверное, это правда, ведь над произведением Дали работал после Второй мировой войны. Это объясняет черный фон и ценность хлеба, который символизирует собой мир и саму жизнь. Дали – действительно гениальный художник, ведь он способен удивлять, работая даже в непривычном для себя жанре.
Картина Сальвадора Дали «Корзинка с хлебом» (1945) — абсолютный фетиш самого Маэстро, его талисман, и, по собственному мнению художника — одна из лучших его работ. Эта небольшая (35 х 44 см; доска, масло) картина, настоящая жемчужина Театра-Музея, расположена в центральной части экспозиции «Зала Сокровищ». «Зал Сокровищ» — центр всего музейного пространства, где стены, согласно указаниям Дали, обиты красным бархатом, из-за чего создается ощущение, что, попадая туда, оказываешься внутри шкатулки с драгоценностями.
Ощущение это вполне оправданно и даже неизбежно: если принять во внимание, сколько стоят размещенные в этом зале картины, легко может закружиться голова. По самым скромным подсчетам, речь идет о сумме в 300 000 000 евро — но, пока, слава Всевышнему, никто продавать их не собирается.
А центральная позиция «Корзинки с хлебом» в этой сокровищнице, в этой «пещере Дали-Бабы» — отнюдь не случайна. Сам Сальвадор Дали, как мы уже сказали, считал эту картину одной из самых важных своих работ и даже чем-то вроде талисмана, который непременно должен был сопровождать супругов Дали во всех их перемещениях по разным странам и континентам.
Очень нравилась «Корзинка с хлебом» и супруге художника, Гала, которой, собственно, она и была преподнесена в дар автором на открытии выставки в галерее Бину в Нью-Йорке, проходившей в ноябре-декабре 1945 г. Конечно же, мы помним эту традицию Дали: прилюдно, демонстрируя публике высочайшие любовь и уважение к жене, в начале каждой своей выставки одаривать её одной из своих картин.
А почему бы и нет? Это красиво, достойно, и, к тому же, разумно и практично: имущество, таким образом, оставалось в семье, и впоследствии им, в случае необходимости, мог воспользоваться и сам Дали. Так, кстати, произошло и с «Корзинкой» — занявшись созданием своего Театра-Музея, Дали взял у Гала «во временное пользование» подаренную ей картину для экспозиции — благодаря чему, собственно, мы и можем ей сейчас насладиться.
Кстати, именно эта работа Дали была впоследствии использована в качестве иллюстрации к так называемому плану Маршалла — программе помощи США послевоенной Европе — попало в прессу и сделалась широко известным в мире. В этой связи следует особенно выделить один случай.
В 1940-х годах Уильям Николс, главный редактор воскресного приложения This Week, увидел «Корзинку с хлебом» в художественной галерее и буквально влюбился в нее, назвав картину «самой красивой из всех, которые он когда-либо видел в своей жизни». В итоге репродукция «Корзинки с хлебом» 1 февраля 1948 года была опубликована в This Week Magazine (именно в связи с «Планом Маршалла»)- а это воскресное приложение, прошу отметить, на пике своей популярности выходило тиражом 15 миллионов экземпляров. Можете представить себе объем аудитории?!
Способствовал известности картины и сам Дали, постоянно упоминавший свою «Корзинку с хлебом» в статьях и интервью и часто приводивший ее в качестве примера. Это и не удивительно, учитывая, с каким непревзойденным мастерством написана картина — Дали по праву было чем гордиться. Вот как он высказался о картине в одном из своих интервью:
«Полгода моей задачей было овладеть утраченной техникой старых мастеров, достичь пред взрывной неподвижности предмета. Это самая строгая картина с точки зрения геометрической композиции. Структурные силовые линии напряжены до последнего предела. Еще чуть-чуть — и с этой горбушкой случится корпускулярный (атомный) взрыв. За двадцать лет корзинка превратилась в корону, а хлеб обрел компактность локтя или носорожьего рога.»
Дали, как видим, упомянул о своей попытке «овладеть утраченной техникой старых мастеров» — и ему безусловно это удалось. Высота технического исполнения картины поражает, изумляет и даже вызывает недоверие — как-то не верится, что это мог сотворить человек с помощью такого довольно грубого и несовершенного инструмента, как руки.
По словам самого Сальвадора Дали, он работал над картиной два месяца, по четыре часа каждый день — и труд этот был не напрасным. Классический реализм, граничащий с гиперреализмом — так бы я определил стиль картины.
Если рассматривать оригинал с помощью лупы, можно заметить, что детально выписаны не только отдельные прутья корзинки, но даже и едва заметные темные точечки на них, абсолютно такие же, какие можно наблюдать в реальности. Что до хлебной горбушки — она, стоит посмотреть на нее чуть подольше, начинает в буквальном смысле обретать трехмерность и материализовываться. Кажется, этот хлеб вот-вот можно будет потрогать и ощутить под пальцами хруст корочки и нежную его мякоть.
Кстати, именно этот «квазиреализм», так несвойственный фантасмагорически-галюциногенному Дали, вкупе с безукоризненной техникой и поражают наших туристов в первую очередь. .
Люди напрочь отказываются верить, что это реалистично-академическое полотно написано эпатажным усатым каталонцем, который снискал мировую известность галлюцинаторно-бредовыми шедеврами эпохи сюрреализма. Однако все течет, все меняется — и наступил неизбежный момент, когда сюрреализм стал для Дали пройденным этапом. Требовалось в срочном порядке найти новый способ художественного самовыражения — и таким способом, или, скорее, методом, стал так называемый «ядерный мистицизм», о котором мы не раз еще будем беседовать.
«Корзинка с хлебом» может и должна рассматриваться как подготовительный этап к «ядерному мистицизму», основанному на следующих «трех китах»: классическом живописном наследии, ядерной физике и католицизме. Кроме того, Дали всегда любил шокировать и удивлять. На мой взгляд, создавая «Корзинку», художник, среди прочего добивался и такого эффекта: озадачить публику и заставить ее поломать голову: в чем тут подвох? «Эта типично реалистическая работа, как оказалось, больше всего прочего удовлетворила мою фантазию. Перед нами полотно, о котором ничего нельзя сказать — полнейшая загадка!»
А загадочность, или мистицизм, как известно, Дали ценил в творчестве едва ли не превыше всего. Примечательно и символично, что «Корзинка с хлебом была завершена Дали 8-го мая 1945 г. — аккурат накануне капитуляции гитлеровской Германии. Обескровленное, изголодавшееся, уставшее от разрушений, варварства и смертей человечество хотело мира и хлеба, и «Корзинка с хлебом» Дали — как раз об этом.