Анализ картины Диего Веласкеса Менины - Диего Веласкес
Анализ картины Диего Веласкеса Менины

Анализ картины Диего Веласкеса Менины

Наверное, «Менины» — это наиболее известная и узнаваемая картина художника, которую знают практически все. Это крупное полотно — одно из лучших произведений художника. Оно отличается виртуозным мастерством исполнения и интересным сюжетом, а также некоторыми необычными приемами, которые выделяют ее среди множества подобных портретов представителей правящих классов.

Картина впечатляет своими масштабами и многоплановостью. Во-первых, это очень крупное полотно, а во-вторых, для расширения пространства в нем использовалось сразу несколько мастерских художественных приемов. Художник разместил персонажей в просторной комнате, на заднем плане которой видна дверь со стоящим на освещенных ступеньках господином в черной одежде. Это сразу указывает на наличие за пределами комнаты еще одного пространства, визуально расширяя ее размеры, лишая двухмерности.

Все изображение немного смещено в сторону из-за полотна, обращенного к нам задней стороной. Слегка отстранясь назад, перед полотном стоит художник — это сам Веласкес. Они пишет картину, но не ту, которую мы видим перед собой, так как основные персонажи обращены к нам лицом. Это уже три разных плана. Но и этого показалось мало мастеру и он добавил зеркало, в котором отражается царственная чета — король Испании Филипп IV и его супруга Марианна. Они с любовью смотрят на свое единственное на тот момент дитя — инфанту Маргариту.

Хотя картина называется «Менины», то есть фрейлины при испанском королевском дворе, центром изображения оказывается маленькая принцесса, надежда всего рода испанских Габсбургов на то время. Пятилетняя Маргарита не по возрасту спокойна, самоуверенна и даже надменна. Они без малейшего волнения и изменения выражения лица взирает на окружающих, а ее крохотное детское тельце буквально заковано в жесткий панцирь пышного придворного туалета. Ее не смущают знатные дамы — ее менины — присевшие перед ней в глубоком поклоне согласно суровому этикету, принятому при испанском дворе. Ее даже не интересует дворцовая карлица и шут, положивший ногу на лежащую на переднем плане большую собаку. Эта маленькая девочка держится со всем возможным величием, олицетворяя собой многовековую испанскую монархию.

Картина написана в приятных серебристых тонах без кричащих красок. Дальний план комнаты словно растворяется в легкой сероватой дымке, зато все детали сложного наряда маленькой Маргариты выписаны с мельчайшими подробностями. Не забыл художник и себя. Перед нами предстает импозантный мужчина средних лет, с пышными вьющимися локонами, в черной шелковой одежде и с крестом Сант-Яго на груди. Из-за этого символа отличия, которое мог получить только чистокровный испанец без капли примеси еврейской или мавританской крови, возникла небольшая легенда. Так как крест художник получил только через три года после написания полотна, считается, что его дорисовал сам король Испании.

При близком рассмотрении полотна удивляешься количеству использованных в работе художественных приемов. Для написания лиц использовались тончайшие лессировки, при которых краски накладывались тончайшими полупрозрачными слоями. Детали одежды же, наоборот, выписаны мелкими изящными мазками. Они удивительно точно передают фактуру кружевов и бархата, тончайшее шитье и сложную текстуру платья инфанты. Окружение же словно выполнено акварелью или пастелью, растворяясь в легчайшей расплывчатой атмосфере.

Одна из самых известных картин мастера находится в музее Прадо, где она до сих пор привлекает пристальные взгляды множества посетителей.

Диего Веласкес был художником при дворе, и, несмотря на невысокий социальный статус профессии и возложенные на него королевской семьей обязанности, смог построить карьеру и занять почетное место в истории западного искусства.

Его творение «Менины» (исп. Las Meninas — фрейлины) является одним из наиболее известных и тщательно изученных.

Посмотрев на эту картину впервые, не сразу замечаешь всю многоплановость сюжета. Сложная композиция создает иллюзию, что персонажи картины смотрят прямо на нас. В действительности же, на огромном полотне Веласкес запечатлел процесс создания им самим портрета короля Испании Филиппа IV и его супруги Марианны. Все изображенные смотрят на царскую чету. Мы же видим ее, отражающуюся в зеркале, висящем на стене.

В центре картины – фигура их единственной дочери, пятилетней инфанты Маргариты Терезы. Свет падает именно на нее, отчего образ становится особенно ярким, но нежным. Пастельного цвета платье, белокурые волосы и едва тронутое румянцем личико. Девочка держится сдержанно и благородно не по возрасту. Она с раннего детства знает о своей роли в истории страны и воспринимает происходящее, как должное.

Ее окружают фрейлины из самых знатных семей, а также компаньонка, личный охранник и придворные шуты. Изображать на картинах карликов, да и вообще прислугу было не принято. Но Диего Веласкес отвел для них особое место в своем творчестве. Возможно, потому что и сам имел незавидное положение при дворе. С одной стороны он был близок к королю, с другой — был таким же слугой, выполняющим указания по хозяйству. Придворные его потому не жаловали и плели интриги.

Сам художник изображен возле огромного холста. Он стоит практически в тени, но взгляд его настолько выразителен, что не заметить его не возможно.

Грудь его украшает крест Святого Иакова, который он получил лишь, спустя три года после написания картины. Существует легенда, что король собственноручно дорисовал его на полотне.

Диего Веласкес внес огромный вклад в пополнение коллекции полотен Прадо. Его наследие также хранится в известном музее Испании.

Картина является известным творением художника Диего Веласкеса. Некоторые узнают эту репродукцию под названием «Семья Филиппа IV». На данный момент «Менины» можно увидеть в музее Прадо, который находится в Мадриде.

На картине запечатлено ателье, принадлежавшее Веласкесу. Находилось оно в дворце короля в Мадриде. Автор занимается написанием портрета Филиппа IV с его супругой Марианной, которых можно увидеть в зеркале на одной из стен ателье.

В центральную часть картины помещена инфанта пяти лет, которую зовут Маргаритой. Создается такое впечатление, что она совсем недавно пришла в сопровождении своей свиты. Свет вместе с взглядом ее родителей направлен на ребенка.

Веласкес постарался воссоздать счастливую семью, у которой есть достаточно средств, чтобы безбедно провести свое будущее. Следует отметить, что данная картина единственная в своем роде, на которой король с королевой изображены вдвоем, но не очень отчетливо. Всем известно, что Филипп IV является дядей для своей супруги и его возраст на 30 лет больше, чем его жены. Когда писалась картина, Маргарита была единственным ребенком супружеской пары.

Особенностью инфанты является ее умение в столь юном возрасте себя контролировать и осознавать собственное величие. Ее взгляд направлен исключительно на своих родителей. Этим она хочет показать то, что умеет неподвижно стоять и держать себя надлежащим образом. Маргарите известно о сдержанности короля с королевой, поэтому девочка стремится любым образом угодить им с помощью своего поведения.

Придворные дамы, которые окружают Маргариту, являются членами самых известных аристократических семей того времени. Юные дамы пронизаны придворным этикетом. Для придания картины строгости автор изобразил придворного слугу в левой части картины.