Анализ картины Сальвадора Дали Битва при Тетуане - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Битва при Тетуане

Анализ картины Сальвадора Дали Битва при Тетуане

Это вторая «Битва при Тетуане». Первую начал писать художник Мариано Фортуни в честь победы испанцев в Марокко. В 1860 году европейцы захватили город Тетуан – после этого проигравшие окончательно сдались в Испанско-марроканской войне. Огромное полотно высотой в три метра и длиной более девяти так и не было закончено. В 1962 году Сальвадор Дали пишет еще одну «Битву при Тетуане», опираясь на фотографию полотна Фортуни в журнале. Сам художник назвал свою картину иронической. На переднем плане во главе отряда марроканцев художник изобразил себя и Галу. Надо сказать, язычники на картине настроены решительно и кажется, что победят они, а не испанцы.

Знатоки утверждают, что ландшафт на картине мало похож на Марокко, скорее, это долина Ампурдан в Каталонии. Хижина в центре напоминает лачугу, которая принадлежала Сальвадору Дали. И вообще, вся картина – это очередная эскапада четы Дали и никак не дань уважения Мариано Фортуни. Здесь есть и мистические мотивы: исследователи находят на картине цифры, в том числе на одежде Галы. Две семёрки мчатся за художником, с ними пятёрка и восьмёрка. Но неизвестно, что под этим подразумевал автор, как он соотносил цифры и людей. На всеобщее обозрение оба творения выставили в Барселоне. Сальвадор Дали сразу заявил, что его картина – откровенный китч и получилась она от расстройства желудка. Близкий знакомый художника Рафаэль Сантос Торроэлья отметил, что новая «Битва…» и впрямь мешанина из обрывков образов, поэтому действительно является результатом тошноты. Такой поворот возмутил Сальвадора Дали, он не терпел критики, и поэтому написал возмущенный отзыв. Кстати, «Битва при Тетуане» нашла своего ценителя. Картину Дали, уже вторую в своей коллекции, приобрел американский миллионер Хантингтон Хартфорд.

Этюд к картине «Битва при Тетуане» был написан Сальвадором Дали в 1962-ом и вместе со всем другим своим движимым и недвижимым имуществом завещан Испанскому государству — так что сегодня мы можем полюбоваться этой поистине драгоценной вещицей в «зале Сокровищ Театра-Музея Дали в Фигерасе.

Интересно, что этюд к картине «Битва при Тетуане» (18,5 Х 24,2) гораздо лучше самой картины: гигантского полотна площадью 12 кв м, которое, сменив нескольких владельцев, в конце концов обосновалось в Японии.

Так у Дали случалось нередко — он делал прекрасную вещь, которую портил дальнейшей работой над ней. В случае с «Битвой при Тетуане», как я уже сказал, именно так и произошло: в конце концов получилось 12 квадратных метров попсового китча — правда, выполненного на высоком техническом уровне.

Но этюд — настоящий шедевр, напоминающий о славных сюрреалистических 30-хх, когда Дали был в расцвете сил и таланта, работал на дереве и создавал шедевры, достойные руки любого миниатюриста — как мы уже обсуждали и видели это здесь же, в Зале Сокровищ, на примере «Призрачной повозки» или «Призрака сексуальной привлекательности».

Прошло три десятка лет — но Дали не только не исписался, но, с технической точки зрения, сделался, кажется, даже лучше! Пыль, клубящаяся под копытами лошадей мавристанских всадников — реальнее, чем пыль настоящая!

Поэтому всех, всегда и в обязателном порярдке я призываю восхищаться этим маленьким шедевром вместе со мной. Интересно, что надпись внизу, сделанная характерным почерком Дали, гласит: «Для Гала — Восхода моей жизни. Дали, 1962.»

Но, повосхищавшись, понаслаждавшись — поговорим об истории создания картины «Битва при Тетуане».

Битва при Тетуане состоялась в ходе Первой Африканской войны, которую Испанская Империя вела на территории Марокко. С 4 на 5 февраля 1860 года испанские войска одержали победу над войсками Султана, а на следующий день заняли город Тетуан — главную цель кампании. То есть, сражение при Тетуане стало одним из редких в то время триумфов Испанской армии.

Мэрия Барселоны пришла в совершенно непонятный восторг по поводу этой победы и заказало монументальное полотно «Битва при Тетуане» знаменитому каталонскому художнику Мариано Фортуню. Фортунь писал этот эпос (почти 30 кв м) до самой смерти, но таки не успел его закончить.

Тем не менее, получился шедевр, которым сегодня всякий желающий может полюбоваться в Национальном каталонском музее искусства в Барселоне. В Барселоне, кстати, у Фортуня есть и посвященная ему улица, и установленный на ней памятник — в отличие от Дали, у которого нет ни того, ни другого. Почему — вы уже знаете.

Кстати, Фортуня Сальвадор Дали считал одним из самых искусных художников, и не случайно в «Зале шедевров» Театра-музея, где мы с вами еще побываем, присутствуют сразу две вещи этого художника: «Коллекционер открыток» и «Альгамбрский суд».

К столетию с начала работы на знаменитой картиной и в знако своего уважения к Фортуню Дали и решил написать свою версию «Битвы при Тетуане», которая, как справделиво заметил в своей книге «Безумная жизнь Сальвадора Дали» Ян Гибсон, имеет мало отношения к оригиналу, скорее являя собой ретроспективу триумфального жизненного пути Дали и Гала, изображенных Мэстро нагло улыбающимися во главе отряда марокканских воинов.

В равной степени это относится и к пейзажу, который напоминает не марокканские виды, а хорошо знакому по множеству картин Дали долину Ампурдан, в то время как хижина, расположенная в центре картины — явный намек на рыбацкую лачугу в Порт-Льигате, откуда Дали и Гала, эти чудесные сиамские близнецы, начинали свой крестовый поход за деньгами и славой.

Целый месяц оба полотна — Фортуня и Дали — были выставлены в королевском зале Тиннель в Готическом квартале Барселоны. Дали на открытии выставки заявил, что написание этой картины — результат плохого пищеварения, и что он намеренно выполнил ее в стилистике самого пошлого китча, который только можно себе вообразить.

Этой же точки зрения придерживался и Рафаэль Сантос Тороэлья — критик, близко знавший Дали со времен их молодости. Но когда Тороэлья поделился своей точкой зрения с читателями, Дали мгновенно вознегодовал — критиковать Дали дозволялочь только самому Дали, а не каким-то там критикам, никогда не державшим в руках кисти.

С этим, кстати, трудно не согласиться — картине действительно чего-то не хватает. При всем мастерстве Дали этой вещи не достает магического очарования, свойственного, например, «Ловле Тунца» или «Галюциногенному тореадору». Зато в чудесном этюде к ней, находящемся в Театре-музее — этой магии хоть отбавляй!

В 1860 году испанцами был отвоеван у марокканцев город Тетуан, что в Северной Африке. Муниципальный совет Барселоны, гордясь победой, заказали полотна на военные темы Мариано Фортуни. Художник не закончил огромное полотно, размером 300×972 см, и «Битва при Тетуане» с 1920 года была на хранении в Музее современного искусства. К столетию картины в 1962 году, Дали решил написать ее иронический вариант. Его вариант, написанный с фотографии в «Life», изображал его самого и Галу в центре полотна, во главе отряда марокканцев.

На горизонте картины изображен мыс, который больше похож на мыс между Розесом и Кадакесом. А ландшафт этого ироничного полотна больше напоминает не Марокко, а Ампурдан. В 1930 году Дали приобрел у Лидии «лачугу», у которой сильное сходство с хижиной, изображенной в центре. Работа больше похожа на описание очередного приключения Галы и автора, чем на дань уважения Мариано Фортуни.

Обе картины были выставлены 15 октября 1962 года в зале Тинель в Барселоне. Дали не преминул прилюдно заявить, что картина является не чем иным, как китчем и даже осмелился выразиться, что вышла она в результате расстройства желудка. Картина содержит мешанину из образов, не имеющих целостности и отдельно чувствуются отклики цитат картин Дали, что действительно создает впечатление, что автор сказал правду по поводу расстройства желудка. Сальвадор, так без стеснения высказавшийся на выставке по поводу своей работы, тут же написал возмущенный отзыв в прессу.

Х. Хартфорд, который ранее приобрел работу «Открытие Америки Христофором Колумбом», не придавал значения мнению окружающих по поводу «Битвы при Тетуане» и искренне заинтересовался картиной. В итоге, Дали устроил миллионеру индивидуальный просмотр полотна в Нью-Йорке, что, в итоге, и привело Хартфорда к покупке полотна для своей галереи.