Анализ картины Сальвадора Дали Гала, созерцающая Corpus hypercubus - Сальвадор Дали
Гала, созерцающая Corpus hypercubus

Анализ картины Сальвадора Дали Гала, созерцающая Corpus hypercubus

Гала, созерцающая гиперкубическое тело (1954) — картина Сальвадора Дали, находящаяся в постоянной экспозиции Театра-музея Дали в Фигерасе. Разумеется, в соответствии с иерархическим порядком Дали, она находится в главном зале Музея — в «зале Сокровищ» и представляет собой часть обширного «иконостаса», окружающего «Корзинку с хлебом».

«Гала, созерцающая гиперкубическое тело» — по сути дела, этюд к одному из самых знаменитых «ядерно-мистических» полотен Дали: «Гиперкубическое тело», в котором распятый Иисус изображен не на кресте, а на развертке гиперкуба, или тессеракта. Напомним: гиперкуб — это аналог обычного трехмерного куба в четырехмерном пространстве.

Если куб (трехмерное тело) можно перевести в два измерения, разложив его в многоугольник, состоящий из 6 квадратов, то четырехмерный гиперкуб в трехмерном пространстве примет вид фигуры из восьми обычных трехмерных кубов.

Определенное сходство этой конструкции с распятием (сходство, которое мог углядеть только Сальвадор Дали!), и привело к появлению самого необычного распятого Иисуса за всю историю живописи, а заодно стало удивительно талантливым примером сочетания науки и религии в произведении искусства — чем как раз и занимался в вышеупомянутый период Дали.

«Гиперкубическое тело» — крупное полотно (194,3 Х 123,8 см, масло холст), над которым Дали работал, не покладая рук, а процесс создания картины, по его собственным словам, запечатлел «так тщательно, как никогда ранее».

В процессе работы над «Гиперкубическм телом» как раз и был написан чудесный этюд «Гала, созерцающая гиперкубическое тело», который настолько закончен и хорош, что может считаться вполне самостоятельной картиной.

Гала в картине отведена роль не Богродицы, а Марии Магдалины, что, в определенном смысле, больше соответствует сути этой женщины. Отвлекусь на одну лишь секунду, ввиду пришедшей внезапно в голову мысли. Традиционно Гала принято не любить — очень редко среди моих прекрасных туристов находится человек, испытывающий симпатию к второй половинке Дали.

Но, если разобраться — почему? За что? Ведь никому из нас лично Елена Дмитриевна Дьяконова-Элюар-Дали ничего плохого не сделала! Ничегошеньки — разве что подарила нам художника, творчеством которого мы искренне восхищаемся. Вот и весь ее перед нами грех — а вот не люит ее народ, и всё тут!

И при жизни, начиная с определённого возраста и статуса, она вызывала в окружающих стойкую неприязнь — во всех, пожалуй, за исключением обожествлявшего ее Сальвадора Дали. Чем-то напоминает схожую ситуацию с Джоном Ленноном и Йоко Оно — не находите? Дали и Леннон, кстати, были хорошо знакомы и встречались не раз — но вернемся к Гала.

Я неоднократно говорил это раньше, повторюсь и сейчас: если речи поступки Дали, как и его литературные произведения, отличались высокой степенью фантазийности, то в живописи, напротив, он старался быть документально точен, и его произведения, по сути, лучшее и самое верное свидетельство того или иного периода славного далианского бытия. Это относится и к обсуждаемой картине.

В 1954-ом Гала исполнилось 60 — еще далеко не «бабушка», особенно, по европейским меркам, но уже и не девочка. Крашеные волосы, где нет-нет да и пробивается седая прядь, прекрасно написанные руки — главный определитель возраста женщины…

Мы видим ,что это руки женщины зрелой, и Дали даже не думает это скрывать! Дали пишет Гала такой, как есть, Дали любит Гала такой, как есть, и не понимает, кому вообще может придти в голову приукрасить совершенство! А Гала, по его мнению, и есть совершенный образец человеческого существа!

Особо следует отметить замечательное, множество раз уже воспетое мною искусство, с которым Дали изображает драпировку — она, как и всегда, выше всяких похвал.

Отношения Сальвадора Дали и его жены Гала многократно были вынесены на обсуждение, описаны в статьях, заметках, книгах, оболганы и превознесены противниками и сторонниками творчества художника. Она – роковая женщина, которая определенно есть «нюх» на таланты. Он – сюрреалист и, мягко говоря, необычный человек. Их объединила страсть, любовь и творчество.

Гала стала музой Дали, которую он запечатлел на многих картинах в самых неожиданных и разнообразных образах. Она и «Атомная Леда», «Мадонна Порт-Льигата», и «Галатея

Сфер». Ее лицо появляется на его картинах трижды и претерпевает параноические превращения. Он пишет также и достаточно реалистичные портреты Гала. Среди них «Автоматическое начало…», «Галарина» и, конечно, «Гала, созерцающая…», написанная маслом на холсте размером 31 на 27 сантиметров в 1954 году. Является отсылкой к другой творению Дали – «Распятие или Гиперкубическое тело».

На этой, кажущейся достаточно обыкновенной картине, мы видим женщину, повернутую к нам спиной так, что виден лишь полупрофиль изящного лица. Она смотрит куда-то и, судя по названию, созерцает некую вещь, носящую имя Corpus hypercubus. Ее волосы – то ли светлые, то ли рыжие – уложены аккуратно, завиты, закреплены золотой (может позолоченной?) заколкой. Кожа – желтовато-бежевого цвета. Женщина красива, элегантна притом, что, очевидно, ей около сорока.

Одета она в темно-синие одежды (выдает рукав). Плащом или шалью служит ткань молочного оттенка белого, а через плечо перекинут шарф, напоминающий по цвету расплавленное золото. Гала (а это именно она, эта женщина) слегка придерживает его рукой и продолжает задумчиво взирать на Corpus hypercubus, будто увидев впервые что-то настолько потрясающее, отчего чувство восхищения сдавливает грудь, не давая ни вздохнуть, ни шелохнуться, ни бросить взгляд на художника.