Анализ картины Диего Веласкеса Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа IV - Диего Веласкес
Анализ картины Диего Веласкеса Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа IV

Анализ картины Диего Веласкеса Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа IV

Картина была написана Диего Веласкесом в 1659 году. Находясь на придворной службе у Испанского короля Филиппа IV, художник часто рисовал портреты короля и его семейства. Большое количество портретов было посвящено инфанте Марии Маргарите в разные годы ее взросления.

Этот портрет — один из череды портретов маленькой инфанты, ей на этом полотне исполнилось уже 8 лет. Это произведение находится на почетном месте в творчестве художника и имеет отношение к последнему его периоду.

Картина написана незадолго до смерти Веласкеса, последний, недописанный портрет принцессы, который художник начал в 1665 году был уже завершен его зятем Хуаном Батистом Мартинесом дель Масо.

На картине изображена маленькая миловидная девочка в праздничном церемониальном платье. Несмотря на ее малый возраст, девочка смотрит на мир надменным и холодным взглядом, который и подобает иметь представительнице ее династии.

Ее фигура, статная осанка так же напоминает зрителям о ее принадлежности к правящей династии. На ребенке надето огромное парадное синее платье, со множеством юбок и фалд. Оно так сильно накрахмалено, что руки девочки свободно лежат на ее юбках.

Но несмотря на всю официальность и чопорность маленькой детской фигуры, художник сумел передать всю прелесть ее детского лица — мягкие золотые волосы, свободно струящиея и обрамляющие ее детскую головку, нежная детская припухлость щек и губ.

Все эти элементы придают картине теплоту и нежность, которые контрастируют с ее внешним официальным видом и взглядом будущей королевы. Волосы, руки, шея и конечно же платье украшено драгоценностями, как того и требует этикет.

По выражению лица ребенка видно, что она не первый раз позирует мастеру, в ее взгляде отражается скука и смирение с необходимостью многие часы проводить в стоячем положении и в неудобном громоздком одеянии.

Центральное место в творчестве знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса принадлежит портретному жанру. Являясь придворным художником испанского монарха, он часто писал членов королевской семьи и их приближенных.

Веласкес создал целую галерею портретов инфанты Маргариты, будущей императрицы Священной Римской империи. На этом полотне юной инфанте всего четыре года. В соответствии с традицией парадного официального портрета мастер должен изобразить ее холодно-сдержанной особой, осознающей свое высокое положение и приученной вести себя в соответствии со строгим придворным этикетом. При статичности позы девочки, столь не свойственной для ребенка, приданном, как предписано жанром, лицу строгом выражении, картина Веласкеса поражает теплым искренним отношением автора к своей маленькой модели. Милая припухлость детских щечек, нежный овал лица, пушистые распущенные волосы, мягкими волнами сбегающие по плечам — такой увидел живописец наследницу испанского престола.

Маргарита Тереза Испанская, став императрицей Священной Римской империи в 14 лет, прожила недолгую жизнь. Родив шестерых детей, она умерла в возрасте 21 года.

Работа легендарного испанского художника XVII века Диего Веласкеса, которая была написана в 1655 году, занимает в его творчестве ключевое место и относится к портретному жанру, который во времена Веласкеса был особенно популярен в европейском художественном мире. Сам Веласкес, будучи придворным художником короля Испании, достаточно часто изображал в своих картинах именно членов монаршей семьи, подчеркивая величие правящей испанской династии.

Картина инфанты Маргариты, которая была дочерью короля Испании Филиппа IV и которая стала потом императрицей Священной Римской империи, относится к зрелому периоду творчества мэтра. Именно в эту пору Веласкес и создал целую галерею портретов инфанты.

На этой картине будущая правительница имеет холодно-сдержанный вид, который должен был присутствовать у представителей знати ее уровня, при этом подчеркнутыми также являются и ее взгляд, невзирая на то, что ей всего лишь четыре года, а также осанка инфанты, которая тоже ярком свидетельствует о том, что перед нами представительница королевской семьи.

Несмоттря на всю статичность фигуры инфанты, мастерски изображенной Веласкесом, все же поражает манера передачи самого образа маленькой девочки, которая должна в будущем стать великой правительницей. Мягкие черты лица и припухлости губ, вместе с золотистыми волосами девочки, придают ее изображению нежности и теплоты, невзирая на строгость самого ее вида. Сам художник еще не знал, что инфанте уготована не такая уж хорошая судьба, потому как она стала императрицей Священной Римской империи всего лишь в 14 лет, и смогла прожить только 21 год, но при этом успела родить шестерых наследников престола.

В данный момент времени, картина выставлена в музее Лувра – одном из наиболее известных музеев Европы.