Анализ картины Сальвадора Дали Портрет Гала с носорогическими признаками - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Портрет Гала с носорогическими признаками

Анализ картины Сальвадора Дали Портрет Гала с носорогическими признаками

Выставленная в зале «Дворец ветра» Театра-Музея Сальвадора Дали в Фигерасе, эта картина Дали, написанная в 1954 году, соседствует с еще одним полотном так называемого «ядерно-мистического» периода в творчестве художника — «Галатеей сфер».

Обе вещи установлены на мольберте, когда-то принадлежавшем французскому живописцу Эрнесту Мейсонье, техникой которого Дали восхищался, называя Мейсонье «мастером рукодельной цветной фотографии».

Кстати, именно о фотографии в первую очередь и вспоминаешь, когда видишь эту картину: с такой скрупулезной точностью выписан лик Гала. У многих наших туристов сходу возникают сильные сомнения — а живопись ли это вообще?

Не вклеил ли известный озорник и мистификатор Сальвадор Дали в свое полотно качественную фотографию супруги? Тем более, что коллажем с использованием фотографий при создании своих работ Дали, (как и множество других художников двадцатого столетия) занимался еще в эпоху сюрреализма.

Развеем сомнения: «Портрет Галы с признаками носороживания» не является коллажем. Это — живопись в чистом виде. Масло, холст, отточенная неустанным трудом техника — и большой талант.

Но упомянул я о фотографиии в связи с одним интересным моментом. В 60-хх г.г. громко заявило о себе такое направление в живописи, как фотореализм. В 70-хх оно трансформировалось в гиперреализм и вполне процветает по сегодняшний день.

Но если бы фото- или гиперреалисты изучили, как следует, творчество усатого каталонского гения, они, я думаю, поняли бы, что «всё уже было украдено до нас». Сальвадор Дали писал в гиперреалистической манере задолго до возникновения самого понятия «гиперреализм», и, как это часто с ним случалось, просто обогнал время.

С другой стороны, первым фотореалистом сам Дали называл Веласкеса — и тоже с полным на то основанием. Вспомните так называемые «бодегоны» художника из Севильи — что это, как не «рукотворные фотографии»?

Впоследствии, кстати, Дали очень заинтересовался творчеством гиперреалистов и даже написал предисловие к книге Линды Чейз «Американские художники гиперреалисты» (1973). Несколько работ гиперреалистов присутствуют и в экспозиции Театра-Музея.

Что до «оносороживания», упомянутого в названии картины, напомним: Дали считал рог носорога самой идеальной формой, которую создала природа, «совершенной логарифмической двойной спиралью».

Вот, например, известный снимок, где Дали, в шляпе, напоминающей по форме именно носорожий рог, запечатлен с носителем этого природного совершенства — живым носорогом.

В одной из картина своего кумира Яна Вермеера — знаменитой «Кружевнице» Дали усмотрел несомненное сходства образа девушками с очертаниями носорожьих рогов, результатом чего явилась картина «Параноико-критическое исследование «Кружевницы» Вермеера».

Часть работы над свой «Кружевницей» Дали проделал в зоопарке Парижа, где в вольере для носорогов была также установлена копия картины Вермеера, а рядом прохаживался огромный носорог!

В этот период и позже носорожьи рога будут появляться в работах Дали еще не раз («Содомское самоудовлетворение невинной девы», «Оносороженный троянец Фидия», «Возносящаяся Святая Сесилия» и др.).

Сказать, что Гала присутствовала в творчестве С. Дали, это значит ничего не сказать ни о Гала, ни о самом Дали. Гала ни просто присутствовала в его творчестве, она была его вдохновением, музой, моделью, нянькой и финансовым менеджером.

Она присутствует почти во всех работах, где у Дали имеется женский образ. Это без учета целого ряда картин, где она является главной фигурой.

При этом, в каких образах она бы не была (от аллегорических до религиозных и мистических), ее изображение фактически всегда реалистичное. Это

касается и работы художника «Портрет Гала с носорогическими признаками».

Картина написана в 1954 г., в период т.н. «Ядерного мистицизма» в творчестве художника, когда Дали потрясенный взрывом атомной бомбы в 1945 г., в своем понимании мистики в картинах расщепляет целое как при взрыве и делении атома.

На работе «Портрет Гала с носорогическими признаками» данный творческий период конечно оставил свой след, но здесь художник не совсем отошел от традиций прежних творческих периодов («Параноидально-критический» и «Американский» периоды). «Носорогические признаки» в картине выражены в символе рогов с их «завихрением ».

Вообще то рог у носорога и оружие и украшение. Может быть и по этому Дали выбрал их. Целые и раздробленные рога как бы составляют шею Гала, лицо которой четкое и реалистичное. Эти рога, как атомы, как бы распадаясь, создают совершенство, чем является для художника Гала. На заднем плане такие же рога, которые оторваны от скалы как бы невидимым взрывом.

Критики, фантазию Дали на тему «носорогических признаков», рассматривают как аллегорию художника на характер и значимость Гала для его творческой деятельности. Рога и гладкие, и в форме треугольника, и острые, и не очень – в принципе, все как в характере возлюбленной. «Вихрь из рогов» в пространстве ограничен подобием накладного воротника с красным цветом, обозначающим контраст с общим мягким фоном неба и водной глади.

Толкование присутствующих на нем символов разное, но в основном указывается на их религиозно-мифологическое значение. Впрочем, кто же кроме самого Дали возьмется однозначно раскрыть смысл портрета Гала, изображенной до этого то с омаром, то с бараньими ребрышками и т.д. А сам художник, как и в остальных случаях, с данным портретом обошелся парадоксально, дерзко и провокационно, в т.ч. в отношении Гала.