Портрет Пикассо Сальвадора Дали - Сальвадор Дали
Портрет Пикассо Сальвадора Дали

Портрет Пикассо Сальвадора Дали

Исполненный намеков и аллегорий, «Портрет Пабло Пикассо в XXI веке» (1947, масло/холст, 65,50 х 56 см) был написан Сальвадором Дали в США и выставлялся в галерее Бину в Нью-Йорке с 25 ноября 1947 г. по 31 января 1948 г.

Работу эту Дали считал совершенно необходимой для постоянной экспозиции «Театра-Музея» и даже заранее определил ему место в центре зала «Рыбные лавки», где картина, собственно и находится сейчас.

Принято считать, что именно после того, как Дали написал «Портрет Пабло Пикассо в XXI веке», отношения между ним и Пикассо окончательно разладились, однако утверждение это ни на чем не основано — и прежде всего потому, что никаких «отношений», о которых следовало бы упоминать отдельно, между Дали и Пикассо никогда не существовало.

Да, общеизвестно, что, оказавшись впервые в Париже в 1926-ом, юный Дали ухитрился посетить мастерскую Пикассо прежде, чем отправился в Лувр — в знак своего преклонения перед давно уже состоявшимся мастером-революционером, замахнувшимся на все устои живописного искусства сразу и ставшего одним из отцов-зачинателей кубизма.

Сам Дали очень живо это описывает в одной из своих книг — причем не скрывает своего восхищения перед гениальным соотечественником, на которого он, в то время молодой и никому не известный паренек из провинции, смотрел исключительно «снизу вверх».

Также известно, что пятьсот долларов, на которые молодой Дали смог осуществить свой первый вояж в Америку, ссудил ему все тот же Пикассо — однако на этом, пожалуй, и все.

Вскоре Сальвадор Дали сделался известен, заматерел, прославился, набрал вес, отказался от прокоммунистических взглядов, бывших нормой в среде сюрреалистов, к которой он одно время принадлежал — и пути их с Пабло Пикассо (не только эстетические, но и политические) разошлись окончательно и навсегда.

Во время Гражданской войны в Испании Пикассо однозначно взял сторону Республики — Дали же абстрагировался от общеиспанской бойни, колеся по Италии и Франции, а потом и вовсе перебрался в Америку, чтобы, по возращении из закокеанского рая, сделаться убежденным сторонником диктатора Франко.

К моменту написания «Портрета Пабло Пикассо» Дали был не менее известен в мире, чем его старший товарищ, и, при амбициозности усатого каталонца, его, как несложно догадаться, совершенно не устраивал тот факт, что одновременно с ним, на одной и той же планете Земля, имеет наглость проживать еще один испанский художник, который оспаривает у него, «божественного Дали», пальму первенства в мире современной живописи.

Это никуда не годилось. Король может быть один, и только один — и «Портрет Пикассо в XXI веке» — своего рода заочная атака на современника, земляка и конкурента, которому, впрочем, было ни жарко, ни холодно от нападок непостижимого Дали.

Тем не менее, замечательное полотно, о котором идет речь, следует воспринимать именно таким образом: это разговор Дали с Пикассо на равных, разговор, в котором Дали не прочь высказать оппоненту весьма нелицеприятные вещи. Мысль именно о разговоре, о диалоге, подкрепляется, кстати картиной «Мягкий автопортрет с жареным салом», не случайно размещенным самим Дали прямо напротив портрета Пикассо в том же зале Театра-музея «Рыбные лавки».

Отметим, Пикассо изображен в виде уродливого монстра, да еще с козлиными рогами — отчего сразу вспоминаются слова Дали о том, что Пикассо, с его маниакальной приверженностью к созданию деформированных и уродливых образов — ни больше ни меньше, как «разрушитель искусства», человек, поставивший свой талант на службу уродству, в то время как сам Дали — напротив, творчеством своим воспевает исключительно красоту. Вспоминая многие вещи Пикассо со времен «Авиньонских девиц» — с этим трудно не согласиться.

Интересно, что голова монстра-Пикассо венчает тело с явно женскими признаками — тут возможен намек на бисексуальность Пикассо — однако, скорее всего, на тот широко известный факт, что любвеобильный Пабло в отношениях с женщинами был именно монстром, деспотом и тираном.

Любовь Пикассо, при всей ее андалусийской страстности, носила ярко выраженный оттенок садизма, она доминировала, мучила, подавляла волю и высасывала все соки из очередного объекта любви — не потому ли многим женщинам Пикассо была уготована трагическая судьба?

Сошедшая с ума Ольга Хохлова, повесившаяся Мария-Тереза Уолтер, застрелившаяся Жаклин Рок…. «Он любит страстно, но его любовь убивает» — так определил суть отношений Пикассо с женщинами Поль Элюар. В этом смысле Пикассо можно уподобить монстру или вампиру, который питался кровью своих несчастных любовниц и жен, получая от них ту безграничную и неуемную энергию, которой славился всегда.

Еще один намек на любовь и страсть, не столь обидный, можно углядеть в длиннейшей ложке с помещенной в не мандолиной — символом чувственности и любовного пыла.

И все-таки Пикассо — мертвец. Начав прославлять уродство, он, по мнению Дали, умер для искусства, и останется таковым в 21-ом веке — разве что бюст на его могильной плите обветшает со временем. Да, да, так и есть! Присмотритесь повнимательней: могильная плита здесь тоже есть, и сомнения на этот счет окончательно развевает цветок гвоздики размещенный на ее краешке. Символизм гвоздики обширен и различен в разных культурах и странах.

В Испании, например, он символизирует любовь и страсть, но, учитывая, что в то время Дали активно «покусывал за лапки» Пикассо-коммуниста, в этой картине, думается, гвоздике определен иной смысл. Вспомним наше советское детство и красные гвоздики, которые мы возлагали на могилы наших революционеров-коммунистов, борцов за мировую справедливость и наше счастливое детство.

Сальвадор Дали практически не создавал портреты других художников. Исключений очень мало – например, однажды он изобразил на картине Веласкеса. Одним из таких исключений является написанный в 1947 году «Портрет Пикассо».

Отношения двух художников, каждый из которых считал себя абсолютным гением (Дали даже не постеснялся составить «Дневник») были весьма своеобразными. Дали стремился стать на один уровень с Пикассо. Он посылал ему открытки, телеграммы, однажды предложил отказаться от прокоммунистических взглядов и переехать в националистическую франкистскую Испанию.

Пикассо же считал все потуги Дали лишь «рекламными штучками». Он никогда не упоминает имя Сальвадора Дали, не говорит о работах, не реагирует на послания – даже на известный «Портрет Дали».

Этот портрет – смесь чудовищности и высокомерия. Здесь можно угадать некоторые черты Пикассо. Это каска, в которой работает художник, принявшая у Дали вид козлиных рогов, некоторые греческие мотивы.

Все картины Дали глубоко символичны. «Портрет» не стал исключением. Вместе с чудовищностью и высокомерием там есть дань и интеллекту Пикассо, и его сентиментальности. На эти качества указывают мандолина и цветы.

Сам Дали говорил, что на картине изображен император. Высокомерный, жестокий, сентиментальный. Греческие мотивы выражены еще и в замене традиционной императорской короны на лавровый венок.

Картина относится ко времени, когда Дали жил в Америке. Она выставлялась в Нью-Йорке зимой 1947-48 года. Художник готовил картину для постоянной экспозиции в собственном Театре-Музее в родном городе Фигерасе.

Портреты Дали – это не то, как выглядел тот или иной человек. Это – представление Дали об этом человеке. В некоторой степени это – дружеские шаржи, свидетельствующие о большом уважении.