Анализ картины Сальвадора Дали Тайная вечеря - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Тайная вечеря

Анализ картины Сальвадора Дали Тайная вечеря

Картина «Тайная вечеря» была написана Сальвадором Дали в 1955-ом году — в самый разгар так называемого «ядерно-мистического периода» в творчестве художника.

Напомним: в это время Дали активно создавал полотна на религиозные темы, совмещая испанскую католическую традицию и классические приемы письма с ультрасовременными достижениями современной ему науки — прежде всего, ядерной физики и генетики.

«Тайная вечеря» — одна из самых известных «ядерно-мистических» работ Сальвадора Дали — и одна из самых любимых публикой. В наши дни это монументальное полотно (167 Х 268 см; холст, масло) находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Следует отметить, что после своего появления там «Тайная вечеря» Дали почти мгновенно сделалась самым популярным арт-объектом галереи, сместив с пьедестала «Девочку с лейкой» Ренуара (1876).

В конце сороковых вернувшийся из США во франкистскую Испанию, Сальвадор Дали повсеместно заявлял, что является «католиком до мозга костей», во что, однако, верили немногие. Слишком уж ярым атеистом был Дали в прежние годы, да и критический склад ума художника вкупе с язвительным чувством юмора и присущим художнику цинизмом не предполагали искреннего «воцерквления» Дали.

Следует добавить, что католицизм в Испании Франко вновь стал государственной религией, игравшей весьма существенную роль в жизни общества — и потому в публичных заявлениях Дали о новообретенной вере усматривали, прежде всего, ловкий ход прирожденного конъюнктурщика.

Тем не менее, лично я, например, нисколько не сомневаюсь, что Дали действительно пытался в то время уверовать в идолы католицизма — пусть и глубоко по-своему. Пытался — но не преуспел. Сам художник ближе к закату жизни признавался, что так и не смог сделаться истинно верующим человеком.

Однако это не мешало Сальвадору Дали создавать удивительные по воздействию на зрителя и силе религиозного чувства картины. Здесь уместно вспомнить заявление художника о том, что «неверующий гений» для религии неизмеримо полезнее, чем «верующая посредственность». Применительно к искусству это утверждение Дали является абсолютно верным, прямым доказательством чему и служит «Тайная вечеря».

Идею создать этот шедевр Сальвадору Дали подсказал Честер Дейл — миллионер и банкир, незадолго до того купивший у Дали превосходную картину «Распятие, или Гиперкубическое тело» и подаривший ее Музею Метрополитен. Дейл был настолько впечатлен «Распятием», что посоветовал Дали «непременно написать еще одну вещь в этом роде». Еще одной вещью и стала «Тайная вечеря». Закончив работу, Дали решил, что не станет продавать ее в частные руки, поскольку «будет несправедливо, если её будут видеть лишат немногие». В итоге художник подарил картину Нациоальной галерее искусств.

Дали писал «Тайную вечерю» около девяти месяцев — и очень существенную помощь в создании картины оказал ему Исидро Беа — театральный художник из провинции Лерида. Мы упоминаем об этом не случайно: в дальнейшем Беа будет «соучаствовать» в написании крупномасштабных полотен Дали вплоть до начала 80-х — то есть, без малого тридцать лет, вплоть до момента, когда раздавленный смертью жены Сальвадор навсегда оставит палитру и кисть.

Кстати, в последних работах Дали, когда сам он уже практически не мог писать, участие Беа в картинах Маэстро делается особенно заметным. Как востребованный театральный художник, Беа прекрасно владел перспективой и «техникой увеличения любой маленькой картины до огромных размеров». Учитывая габариты «Тайной Вечери» и других, еще более монументальных полотен Дали, Беа оказался для гениального усача поистине незаменимым помощником.

К слову, именно «Тайная вечеря» стал тем самым полотном, для написания которого в мастерской Дали было установлено специальное приспособление, с помощью которого картину можно было поднимать или опускать в прорезь пола. Конструкцию эту, автором которой выступил сам Дали, можно и сегодня наблюдать в доме художника в Порт-Льигате.

Картина «Тайная вечеря» может и должна восприниматься как современная интерпретация знаменитой работы Леонардо да Винчи. Христос и двенадцать апостолов помещены в интерьер в форме правильного додекаэдра — так называется один из пяти возможных правильных многоугольников. Додекаэдр имеет 12 граней, так что выбор художником именно этой геометрической конструкции не случаен: каждая грань додекаэдра соответствует одному из апостолов.

Кроме того, уже в древности додекаэдр считался символом неба — того самого, на которое предстоит вознестись Христу к ожидающему его Богу-Отцу — и в направлении которого Иисус указывает характерным жестом, весьма напоминающим знаменитый жест Фомы в «Тайной вечере» Леонардо.

В силу того, что точка схода перспективы, из которой исходит яркое сияние, находится непосредственно за Иисусом и над ним, Сын Божий помещен в самый фокус освещения. В нижней части торса тело Христа делается практически прозрачным — указание на то, что он все ближе к своей небесной сути, то есть, Вознесению и жизни вечной. Бог-Отец, тоже выполненный в характерной гиперреалистичной манере Дали, изображен выше, с распростертыми руками, обнимающими небо и землю.

Что до пейзажа «Тайной вечери» — мы наблюдаем тот самый вид, который присутствует в десятках других полотен художника — скалы, окружающие бухту Порт-Льигата, на берегу которой находится знаменитый дом Дали. Когда мы приезжаем с экскурсиями в Порт-Льигат, мы мгновенно оказываемся внутри картин Дали — очень сильное ощущение, в особенности, когда испытываешь его в первый раз!

Интересно отметить, что расположение фигур апостолов абсолютно симметрично относительно фигуры Христа. По сути, одна половина картины зеркально отражает другую. При написании «Тайной вечери » Дали часто поминал добрым словом своего друга поэта Федерико Гарсиа Лорку, который, по словам Дали, однажды сказал ему, что «апостолы симметричны, как крылья бабочки».

В свое время картину «Тайная вечеря» ругали точно так же, как и многие другие картины Дали на тему религии. Точно так же ее называли тривиальной, банальной и даже пошлой. Не последнюю роль в таком восприятии, повторюсь, играло и то, что новоявленная религиозность Дали при диктатуре Франко, где религия снова стала делом государственной важности, многим казалось насквозь фальшивой — да в значительной степени и была таковой.

Полотно написано сложной техникой, для его создания были использованы фотоматериалы. Он создает традиционный сюжет, представляя его с футуристической точки зрения.

Художник изобразил собрание за единым столом Христа и его последователей. Здесь мы видим яркий контраст с известным произведением кисти Леонардо да Винчи. Обстановка и герои у Дали совсем другие. Все на полотне минималистично и аутентично.

В центре внимания расположен стол, покрытый клеенчатой тканью белого цвета, об этом можно судить по характерным следам сгибов, которые автор детально прописал. Все персонажи картины облачены в белоснежные туники, они сидят, смиренно опустив свои головы, вслушиваясь в речи всемогущего.

Вся обстановка больше напоминает собрание начальника с подчиненными, чем ужин Иисуса с ученика. Это даже трапезой назвать сложно, поскольку на столе лишь два кусочка хлеба и стакан вина.

Кажется, словно председательствующий просто знакомит свой персонал с какими-то нововведениями или высказывает им свои идеи. Есть версия, что таким способом художник хотел провести аналогию с Господом в века первой «Тайной вечери» и пониманием Господа в наши дни.

Картина определенно несет в себе нравственное послание. Она полна света и легкости. Через прозрачные окна нам отрывается пейзаж неземной красоты: ясное голубое небо потянуто персиковыми облаками, расположенными над серебристыми массивами гор.

Видно, что помещение, где происходит действие картины, находится высоко, скорее всего, это верхний этаж какого-то современного звания. Таким образом, нам демонстрируют величие и высоту морали нравственного учения.