Анализ картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря - Леонардо да Винчи
Анализ картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря

Анализ картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря

Фреску «Тайная вечеря» мастер писал по сухой штукатурке, разрисовывая стены Церкви Санта-Мария дель Грациа одного из Миланских монастырей. Леонардо да Винчи писал порошковыми водорастворимыми красками «темперой», из за необычного стиля росписи стен, работу можно приравнивать к картинам.

После известной мистификации Дэна Брауна в мире не осталось человека, который не знал бы, как выглядит эта работа великого мастера Возрождения. Вся загадочность и сложность этой работы начинается с того самого момента, когда Леонардо приступил к работе.

Создается впечатление, что мастер был заинтересован в том, чтобы его работа исчезла, разрушилась, перестала существовать. Выбрав странную технику исполнения картины (фреской работу назвать нельзя, поскольку краски наносились на сухую штукатурку), Леонардо не мог не понимать, что разрушение работы начнется сразу после ее завершения.

Все попытки восстановить или отреставрировать картину были неудачными. Последние сто лет реставраторы ищут средство, чтобы законсервировать работу в таком состоянии, в котором она сейчас и предотвратить ее дальнейшее разрушение. Пока безуспешно.

Традиционный библейский сюжет для росписи монастырских трапезных: последний ужин Иисуса со своими учениками. Момент произнесения слов Спасителя: «Один из вас предаст меня». Реакция двенадцати учеников Христа поражает своей достоверностью, разнообразием и эмоциональностью.

Известно, что труднее всего для автора было найти прототипов для Спасителя и Иуды. Легенда гласит, что моделью для этих фигур стал один и тот же человек в разные периоды своей жизни. Как известно, мастер постоянно создавал и хранил зарисовки портретов людей, которые позже использовал в своих работах.

Обилие неразличимых уже деталей картины, наполненных символическим смыслом, особый колорит и свет, который волшебным образом высвечивает в работе главное и затеняет все то, что относится ко второму и третьему планам — все в работе является новым словом для живописи. Но самое главное — это точная и глубокая перспектива, которая оптически раздвигает стены трапезной, продолжая ее и сливаясь с постройкой. Именно эта работа стала первой в истории мировой живописи, где перспектива была бы столь четко выражена и органично вписывалась в пространство.

Поиски тайных, зашифрованных в деталях картины, домыслы и теории заговора — все это только отвлекает от высокой художественной ценности работы, ее настоящего содержания и мастерства выполнения.

Уже сегодня работа стала недоступной для широкой публики. Если изыскания химиков не увенчаются успехом, человечество потеряет великий оригинал, а будущие поколения будут иметь представления о работе только по нескольким копиям, которые передают лишь поверхностное сходство.

По сюжету — это последняя вечеря преданного Иисуса Христа вместе с двенадцатью своими учениками и последователями перед распятием. Фреска расположена на дальней стене монастырской трапезной. К великому сожалению, техника росписи по сухой штукатурке оказалась очень недолговечной, она и до сир пор подвержена дальнейшему разрушению.

На полотне изображена группа людей, сидящих за длинным обеденным столом, в большой комнате, похожей на трапезную с картинами на стенах и окнами за спинами сидящих.

В центре — сам Иисус Христос. Он провозглашает речь своим верным ученикам. Спаситель извещает последователей о том, что один из апостолов предал его. Уже видна реакция слушающих речь Христа. Во время своего обращения Иисус протягивает вперед руку ладонью вверх. На фреске видно, что Иуда застывает в точно таком же вопрошающем жесте.

Освещение росписи выставлено таким образом, как будто дневной свет падает на персонажей слева, а не изображенных за спинами сидящих, окон.

Во всем полотне просматривается тройственность, как «Святая Троица»:

ученики сидят по три человека;

за их спинами виднеются три окна;

фигура Спасителя изображена, как бы треугольной.

На столе стоит в чаше вино и лежит хлеб, на эти предметы направлен жест Христа.

Иуда изображен чуть отклонившимся от остальных учеников. Он, как будто жарко оправдывается и что-то отрицает. Но, тем не менее, мешочек с тридцатью сребрениками он уже получил за предательство Спасителя. Об этом говорит и его вынужденная отстраненная поза. Остальные апостолы внимательно слушают Христа, не веря ушам своим.

Тайная вечеря является фреской работы Леонардо Де Винчи, которая представлена в виде сцены последнего ужина Христа в окружении своих учеников. Художник создал ее в 1495-1498 годах в монастыре под названием ”Санта-Мария” находящимся в Милане. Эта работа достаточно традиционно для той эпохи. Она расположена в трапезной монастыря.

Художник начал свою работу в 1495 году, а закончена она была через три года, так как были в процессе работы перерывы. На сегодняшний день известны три копии фрески, которые по предположениям искусствоведов создал помощник художника. Роспись уже успела заслужить почетный статус настоящего веха эпохи Ренессанса благодаря правильно воспроизведенной глубине перспективы, которая смогла изменить вектор направления связанного с развитием живописи на Западе.

По мнению искусствоведов на фреске отчетливо выявляется момент, когда Иисус говорит слова касающиеся того, что кто-то из апостолов окажется его предателем, а также реакция на слова Иисуса каждого его ученика.

Практически все предыдущие произведения художника на данную тему придавали Иуде исключения в виде его расположения за столом отдельно от других учеников, где он располагался напротив их, или же на предшествующих произведениях Иисус был изображен со всеми своими учениками за исключением Иуды.

Отчетливо видно, как Иуда сжимает в руке мешочек маленького размера, скорее всего значение которого гласит о находившемся в нем серебре, которое было получено Иудой за то, что он предал своего наставника, или же изображенного в его руках в виде намека на его ключевую роль среди всех двенадцати учеников, которую он выполняет в качестве самого главного казначея. Он единственный из двенадцати апостолов, который изображен с поставленным на стол локтем. Ноже изображенный в руке Петра вероятнее всего направляет зрителя к сцене происходящей в Гефсиманском саду при задержании Христа.