Анализ картины Сальвадора Дали Стул - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Стул

Анализ картины Сальвадора Дали Стул

В первую очередь Сальвадор Дали был известнейшим представителем сюрреализма, но это не все. Также он был писателем, скульптором, режиссером, работал над несколькими фильмами. Эпатажный художник тесно связывал все сферы своей деятельности в живописи. И это выходило необычно, со своим смыслом, и новым взглядом на привычное. Картина с прямым названием «Стул», и есть результат других интересов художника. Это творение Сальвадора Дали появилось в далеком 1975 году. Даже на первый взгляд — это уже непростая картина, нельзя не обратить внимания, что она разделена на две части. Казалось бы, на очень похожие, но это не так, и если продолжать внимательно присматриваться, то можно увидеть немало различий.

На левой половине изображена девочка с вьющимися волосами, которые привычно заколоты синим бантом. Она просто одета в обычную матроску. Повернутая к художнику, мы видим только руку, в которой находится кисть, все это предстает перед нами спиной. Девочка просто сидит на береге. Впереди, в небе, большой стул, вокруг которого тучи. А в море виднеется островок, и несколько столиков. Взгляд этой девочки падает на какой-то из этих предметов.

Другая половина — правая, изображена цветами чуть светлее. Кажется, остальное все так же, но нет, голова девочки теперь повернута чуть вправо. Теперь нам стало видно на самом близком столике бутылку с этикеткой красного цвета, которая ранее находилась за рукой художника. Небо тоже изменилось, туч на нем теперь уже нет. Что же действительно заключает в себе картина «Стул»? Все не так просто. Ее части создают одно единственное изображение, и только в настоящее время можно познать истинный смысл изображенного на ней, это, как сейчас принято говорить — «Стул» в 3D. Вот такой необычный опыт произвел художник в свое время.

Сальвадора Дали всегда интересовала фотография, анимация и кинематограф. Сам он известен не только, как художник, а и как сценарист, художник-постановщик и автор одного небезызвестного рекламного логотипа. В своих же живописных работах он неоднократно применял любые достижения в области каждой сферы визуального искусства и иногда в совершенно новом ключе. Этим и интересно его творение, носящее весьма простое название – «Стул».

Написана данная картина была в 1975 году. Вначале она привлекает внимание тем, что состоит из двух частей, внешне очень сходных. Но зритель продолжает рассматривать и дальше и видит множество различий.

Левая половина. На ней изображена девочка, повернутая к художнику, чью руку с кистью мы видим, спиной. Это дитя одето в классическую матроску. У нее на голове простой синий бант, ее волосы вьются. Она сидит на береге и, видимо, смотрит на огромный стул, зависший в небе, слегка прикрытым тучами. А может быть на столики или островок – тот самый темноватый участок суши в море.

Правая половина, более светлая. Почти тоже самое, но девочка повернула голову слегка вправо, а рука художника, одевшего чистую рубашку еще для первой половины, не загораживает бутылку с красной этикеткой на ближайшем столике. А небо стало ясным – на нем не видно ни облачка, ни тех туч.

В чем подвох этой довольно простой картины? Обе части «Стула» составляют так называемую стереопару. То есть, если зритель станет смотреть на эту работу Дали стереоскоп (создатель Чарльз Уинстон, 1837 г.), он, по идее, увидит лишь одно объемное изображение – «Стул» в трех измерениях, «Стул» в 3D. Так что результат забавного эксперимента художника по достоинству может оценить только современный человек, осознав тот факт, что можно изящно пошутить, даже не зная об этом.