«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» (1944) — одна из тех «мгновенных, выполненных вручную фотографий сна», которыми Сальвадор Дали был так славен в 30-ые — в сюрреалистический период творчества. Совсем небольшая (51 х 40,5 см; доска, масло), в наши дни эта картина принадлежит коллекции Музея Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Хотя, особенно в переводных материалах, часто указывают, что картина написана на холсте, это не так — на деле Сальвадор Дали использовал доску, что, опять же, нередко делал и в середине 30-хх.
«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» — самая известная и, пожалуй, самая яркая дань Дали психоаналитику Зигмунду Фрейду, которого художник почитал настолько, что, было время, даже называл своим Отцом.
Встреча Дали с Фрейдом, состоявшаяся 19 июля 1938-го года, стала одним из важнейших событий в жизни каталонского художника, о котором он с волнением и гордостью вспоминал еще долгие годы спустя.
«Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната» — сознательно и абсолютно «фрейдистская» вещь, которая вполне могла бы вполне послужить одной из прекрасных иллюстраций к труду Фрейда «Толкование сновидений», ставшего в свое время для молодого Дали, по его собственным признаниям, «самым важным чтением в жизни.»
Гала — а это, безусловно, она — изображена спящей на каменной плите, окруженной со всех сторон морем, символизирующим бессознательное.
Скалы Кадакеса и мыса Креус, изображенные на картине — тоска Дали по родным для него и пока недоступным местам (во время написания картины Сальвадор, как мы знаем, находился в США и вообще не знал, сможет ли когда-либо вернуться в Испанию).
Всякий, кто бывал в Кадакесе, сходу опознает выступающий из воды, характерной треугольной формы утес под названием Эс Кукурукук. Расположенный недалеко от берега рядом с Кадакесом, этот утес появляется в работах Сальвадора Дали разных лет десятки раз.
«Я неотделим от этого моря, этого неба, этих скал! Здесь сформировалась моя самая заветная правда, мои корни!» — вспомним эмоциональное высказывание самого Дали о его малой родине.
Интересно, что тело Гала не прикасается к поверхности камня, а парит над ней — не стоит забывать, это сон! Во сне объекты, лишенные своей тяжелой, как кандалы, материальности, с легкость могут приобретать любые свойства. На переднем плане — гранат (символ плодородия), и кружащая вокруг него пчела.
Слева и сзади написан еще один, гораздо более крупный гранат, из разлома в котором выпрыгивает свирепая рыба, а из пасти рыбы буквально извергаются два грозных рычащих тигра. Здесь же, рядом с этой композицией мы видим винтовку с примкнутым штыком, направленным на Гала — указание на то, что реальная пчела, кружащая вокруг граната (что и породило этот жутковатый сон) вот-вот ужалит спящую, и Гала неизбежно проснется.
«Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение.
Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнь творящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы».
Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната Сальвадор Дали. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната
«Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы» — здесь САльвадор Дали явно намекает на сон о похоронах папы римского, который приснился однажды Фрейду из-за колокольного звона, и впоследствии был приведен психиатром в качестве примера очень замысловатой связи сюжета и внешнего раздражителя.
В 1667 году по указанию папы римского Александра Седьмого на площади Минервы в Риме был установлен монумент в виде слона, несущего на спине египетский обелиск. Скульптором работы выступил небезызвестный Джованни Лоренцо Бернини — таков первоисточник образа в картине Дали, к которому художник добавил длиннейшие тонкие суставчатые ноги, что, по мнению Сальвадора, должно символизировать зыбкость и неустойчивость сна.
Образ слона на тончайших суставчатых ходулях-ногах очень понравился самому Дали, и в дальнейшем он многократно использовал его в других своих работах — живописных, скульптурных и даже ювелирных.
Смысл, которым Дали наделял этот образ, мог меняться в зависимости от сюжета, но, как экскурсовод по Театру-музею Дали в Фигерасе с большим опытом работы, однозначно свидетельствую: «слоны Сальвадора Дали» — самый популярный у туристов сувенир!
Знаменитый шедевр эпатажного сюрреалиста Дали, созданный в 1944 году и вдохновленный фрейдовским психоанализом кратко можно назвать «Сон».
Таким образом, масштабная работа Фрейда над теорией сновидений оказалась полезной не только в области научной психологии и психиатрии, но и послужила ярчайшим вдохновением для приверженцев сюрреализма.
Надо сказать, сам психоаналитик не признавал это творчество, но нельзя отрицать уникальность этих картин и наличие множества поклонников подобного искусства.
Сны могут продолжаться секунды, создавая при этом впечатление целостного спектакля на арене бессознательного. Фрейдизм настаивает на возможности внешних раздражителей «проникать» в сновидение, трансформируясь при этом в различные символические образы. Так, на полотне Сальвадора Дали в фокусе обнаженная модель (жена Гала) и маленький гранат с парящей над ним пчелой. Это объекты реального мира.
Порождением сна являются остальные рисунки композиции. Необъятное море олицетворяет полное глубинных тайн бессознательное человека. Призрачный слон Бернини на «ходулях» передает зыбкость и неустойчивость сонного состояния. Фрукт с алыми ягодами во сне приобретает увеличенные размеры.
Парадоксально из него появляется оранжевая огромная рыба, изо рта которой выныривает пара свирепых когтистых тигров. Ружье служит прототипом жала услышанного в состоянии дремоты жужжания насекомого.
Тело женщины парит над скалистой плоскостью, что передает зрителям знакомую во снах возможность невозможного. Еще чуть-чуть, и Гала проснется… Перед нами затуманенный момент перед отходом ее в сознательный мир из пучин бессознательного.
Теперь на полотно имеют возможность воочию любоваться жители и туристы Мадрида. Остальным любителям искусства работа знакома из страниц всемирной сети и по репродукциям.