Анализ картины Сальвадора Дали Сон вызванный полетом пчелы вокруг граната - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Сон вызванный полетом пчелы вокруг граната

Анализ картины Сальвадора Дали Сон вызванный полетом пчелы вокруг граната

«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» (1944) — одна из тех «мгновенных, выполненных вручную фотографий сна», которыми Сальвадор Дали был так славен в 30-ые — в сюрреалистический период творчества. Совсем небольшая (51 х 40,5 см; доска, масло), в наши дни эта картина принадлежит коллекции Музея Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Хотя, особенно в переводных материалах, часто указывают, что картина написана на холсте, это не так — на деле Сальвадор Дали использовал доску, что, опять же, нередко делал и в середине 30-хх.

«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» — самая известная и, пожалуй, самая яркая дань Дали психоаналитику Зигмунду Фрейду, которого художник почитал настолько, что, было время, даже называл своим Отцом.

Встреча Дали с Фрейдом, состоявшаяся 19 июля 1938-го года, стала одним из важнейших событий в жизни каталонского художника, о котором он с волнением и гордостью вспоминал еще долгие годы спустя.

«Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната» — сознательно и абсолютно «фрейдистская» вещь, которая вполне могла бы вполне послужить одной из прекрасных иллюстраций к труду Фрейда «Толкование сновидений», ставшего в свое время для молодого Дали, по его собственным признаниям, «самым важным чтением в жизни.»

Гала — а это, безусловно, она — изображена спящей на каменной плите, окруженной со всех сторон морем, символизирующим бессознательное.

Скалы Кадакеса и мыса Креус, изображенные на картине — тоска Дали по родным для него и пока недоступным местам (во время написания картины Сальвадор, как мы знаем, находился в США и вообще не знал, сможет ли когда-либо вернуться в Испанию).

Всякий, кто бывал в Кадакесе, сходу опознает выступающий из воды, характерной треугольной формы утес под названием Эс Кукурукук. Расположенный недалеко от берега рядом с Кадакесом, этот утес появляется в работах Сальвадора Дали разных лет десятки раз.

«Я неотделим от этого моря, этого неба, этих скал! Здесь сформировалась моя самая заветная правда, мои корни!» — вспомним эмоциональное высказывание самого Дали о его малой родине.

Интересно, что тело Гала не прикасается к поверхности камня, а парит над ней — не стоит забывать, это сон! Во сне объекты, лишенные своей тяжелой, как кандалы, материальности, с легкость могут приобретать любые свойства. На переднем плане — гранат (символ плодородия), и кружащая вокруг него пчела.

Слева и сзади написан еще один, гораздо более крупный гранат, из разлома в котором выпрыгивает свирепая рыба, а из пасти рыбы буквально извергаются два грозных рычащих тигра. Здесь же, рядом с этой композицией мы видим винтовку с примкнутым штыком, направленным на Гала — указание на то, что реальная пчела, кружащая вокруг граната (что и породило этот жутковатый сон) вот-вот ужалит спящую, и Гала неизбежно проснется.

«Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение.

Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнь творящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы».

Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната Сальвадор Дали. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната
«Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы» — здесь САльвадор Дали явно намекает на сон о похоронах папы римского, который приснился однажды Фрейду из-за колокольного звона, и впоследствии был приведен психиатром в качестве примера очень замысловатой связи сюжета и внешнего раздражителя.

В 1667 году по указанию папы римского Александра Седьмого на площади Минервы в Риме был установлен монумент в виде слона, несущего на спине египетский обелиск. Скульптором работы выступил небезызвестный Джованни Лоренцо Бернини — таков первоисточник образа в картине Дали, к которому художник добавил длиннейшие тонкие суставчатые ноги, что, по мнению Сальвадора, должно символизировать зыбкость и неустойчивость сна.

Образ слона на тончайших суставчатых ходулях-ногах очень понравился самому Дали, и в дальнейшем он многократно использовал его в других своих работах — живописных, скульптурных и даже ювелирных.

Смысл, которым Дали наделял этот образ, мог меняться в зависимости от сюжета, но, как экскурсовод по Театру-музею Дали в Фигерасе с большим опытом работы, однозначно свидетельствую: «слоны Сальвадора Дали» — самый популярный у туристов сувенир!

Знаменитый шедевр эпатажного сюрреалиста Дали, созданный в 1944 году и вдохновленный фрейдовским психоанализом кратко можно назвать «Сон».

Таким образом, масштабная работа Фрейда над теорией сновидений оказалась полезной не только в области научной психологии и психиатрии, но и послужила ярчайшим вдохновением для приверженцев сюрреализма.

Надо сказать, сам психоаналитик не признавал это творчество, но нельзя отрицать уникальность этих картин и наличие множества поклонников подобного искусства.

Сны могут продолжаться секунды, создавая при этом впечатление целостного спектакля на арене бессознательного. Фрейдизм настаивает на возможности внешних раздражителей «проникать» в сновидение, трансформируясь при этом в различные символические образы. Так, на полотне Сальвадора Дали в фокусе обнаженная модель (жена Гала) и маленький гранат с парящей над ним пчелой. Это объекты реального мира.

Порождением сна являются остальные рисунки композиции. Необъятное море олицетворяет полное глубинных тайн бессознательное человека. Призрачный слон Бернини на «ходулях» передает зыбкость и неустойчивость сонного состояния. Фрукт с алыми ягодами во сне приобретает увеличенные размеры.

Парадоксально из него появляется оранжевая огромная рыба, изо рта которой выныривает пара свирепых когтистых тигров. Ружье служит прототипом жала услышанного в состоянии дремоты жужжания насекомого.

Тело женщины парит над скалистой плоскостью, что передает зрителям знакомую во снах возможность невозможного. Еще чуть-чуть, и Гала проснется… Перед нами затуманенный момент перед отходом ее в сознательный мир из пучин бессознательного.

Теперь на полотно имеют возможность воочию любоваться жители и туристы Мадрида. Остальным любителям искусства работа знакома из страниц всемирной сети и по репродукциям.