Описание картины Константина Богаевского Корабли. Вечернее солнце -
Описание картины Константина Богаевского Корабли. Вечернее солнце

Описание картины Константина Богаевского Корабли. Вечернее солнце

В 1912 году русский художник-пейзажист Константин Богаевский, родившийся и живший в Феодосии, пишет одну из своих самых знаменитых картин «Корабли». Ныне она является частью коллекции Государственного Русского музея. Изображая на многих картинах загадочную Киммерию, и вдохновленный работами Клода Лоррена, Богаевский создает уникальный ретроспективный стиль живописи.

Художника воодушевляло великолепие моря, он создает несколько карандашных эскизов для будущего полотна. Так рождался неповторимый фантастический мир картины. Художник наполняет романтизмом любимый с детства крымский пейзаж. Солнечные лучи прорезающие небо, удивительно сочетаются со старинным стилем изображения природы.

Солнце олицетворяет свет жизни, декоративный оттенок подчеркивают красоту скал, вдохновленную полотнами Клода Лоррена. С картины «Корабли» как будто звучит настоящий гимн природы, угадывающийся в изображении водной стихии, небесной глади и земной тверди. Лучезарные блики бегут по кронам деревьев и скалам в каком-то неповторимом ритме. Море же с фантастическим, почти металлическим оттенком с ритмом другой тональности бьётся о берег.

Богаевский поразительно пользуется приемом, который подарил миру живописи Лоррен – освещение в своих полотнах. Также художника увлекает мотив путешествия, дальнего странствия в поисках идеального мира, населенного мудрецами. Та же тематика присутствует в работах Константина Богаевского и после революции и Гражданской войны – в этот период он создает такие картины, как «Вечер у моря», «Старая гавань».

картине «Корабли» роскошная природа озарена лучистым солнцем, и это ослепительное освещение определило оптимистичное звучание полотна. Просветленность неба, его лучезарность — источник жизни на земле, явленной здесь в ее самом великолепном обрамлении.

Красота изображенной природы, напоенной светлым, романтическим духом лорреновских полотен, приобрела роскошно-декоративный оттенок. Бронзовые солнечные блики ритмично разбежались по древесным кронам и горам. Благодаря «бронзовой» освещенности море кажется расплавленным металлом, тяжело и ритмично бьющимся о скалы.

Это светлое и оптимистичное полотно Богаевского — одно из лучших его произведений, написанных на тему искусства Клода Лоррена. Оно исполнено в стилизованной манере, но средствами живописи XX века.

Декоративность пейзажного образа — лишь оболочка, сквозь которую прорывается романтический пафос преображения мира: реальность возвышена до грандиозной космической картины.

Художник использовал главное выразительное средство живописи Клода Лоррена — свет: он обыгрывал этот прием для изображения природы уже в произведениях 1910-х годов.

Кроме того, Богаевский развивал романтическую тему лорреновских произведений — тему дальних странствий, открытия гармоничной земли, где обитает идеальный человек. Этой теме посвящена картина «Корабли» (1912).

Полотно удивительно по точности передачи духа произведений Клода Лоррена, оно романтично по настроению и классично по структуре. В нем воплотился ретроспективный принцип живописи Богаевского. Художник придал цвету некую патину времени, а всему произведению — старинность стиля, достигаемую общим тоном пейзажа.

Его темная бронзовость подчеркивает лучезарность неба. Богаевский сознательно уподоблял свои картины старинной живописи, что вызывало подчас неудовольствие критиков, находивших такую живопись неоправданно темной для светлогрунтовой, разбеленной живописи XX века.

Однако ретроспективный характер темы оправдывал стилизованную декоративность избранных выразительных средств.

Идея композиции с лучезарными солнечными лучами, пронизывающими облака, и кораблями, медленно вплывающими в фантастическую бухту, созрела впервые в октябре 1911 года. В ноябре художник сообщал: «Сейчас я очень увлекаюсь кораблями и делаю эскизы карандашом и для картин и для больших рисунков тушью».

Выполняя панно для Рябушинского, художник вынужден был прервать работу, отложив ее окончание до лучших времен. Богаевский постоянно увлекался новыми сюжетами, горячо брался за дело, целиком погружаясь в новую работу,- а затем наступала неуверенность в конечном результате.

Он попросил друга выслать издание рисунков Клода Лоррена и Пуссена, которые могли бы помочь ему в работе. Просьба пришла спустя два месяца после окончания «Кораблей».

«Корабли» постоянно корректировались не только искусством Клода Лоррена, но, главным образом, светлой и лучезарной природой Коктебеля и Феодосии.

«Корабли» можно было бы назвать «Воспоминанием о Клоде Лоррене». Здесь возникает существенный вопрос о природе творчества Богаевского. Критика пыталась дать на него исчерпывающий ответ, но лишь вносила необъяснимую путаницу понятий.