Картина Константина Юона Зимнее солнце - Константин Юон
Картина Константина Юона Зимнее солнце

Картина Константина Юона Зимнее солнце

Советский художник К. Ф. Юон находил самыми живописными и достойными холста картины русской природы. У мастера был дом в Подмосковье, где он любил с головой погружаться в творчество. Далекая от городской суеты деревня Лигачево запечатлена на многих работах живописца.

Художник очень любил русскую природу, поэтому умел подавать самые простые пейзажи так, что они буквально завораживали зрителя. К числу таких работ относится пейзаж «Зимнее солнце». Эта картина обладает умиротворяет, притягивает к себе взгляды.

В этой картине выбран простой пейзаж, но очень сложный и редко встречающийся ракурс – художник и вместе с ним зритель находится прямо напротив садящегося солнца. Его лучи «бьют» навстречу взгляду, но не мешают ему, потому что дробятся стройными рядами стволов очень высоких деревьев и массивными лапами темных и мрачных елей.

На ней изображены крестьяне из близлежащей деревни, собирающие в зимнем лесу хворост для отопления домов.

Изображение подано таким образом, что кажется выше уровня взгляда зрителя. Художник находится внизу, у склона холма, а высокие деревья и персонажи – вверху, на пригорке, почти на линии горизонта. Благодаря такому художественному приему лошадь с телегой, полной собранного хвороста, и собирающий его на снегу в вязанку человек кажутся изображенными в контражуре – почти черными. Они четко вырисовываются на светлом фоне снега и зимнего неба.

Стройные деревья без листьев кажутся кружевными, это ощущение поддерживается редкими пушистыми облачками на бледном небе. В противовес этому темные ели служат фоном нежной и хрупкой красоте голых ветвей, но не придают мрачности полотну, потому что в нем использованы достаточно яркие и сочные краски.

За счет контрастного противопоставления теплых золотисто-оранжевых лучей солнца, пробивающихся через деревья, и холодных сине-голубых теней, отбрасываемых стволами и ветвями на снег, художнику удается добиться потрясающего эффекта.

Из-за оригинальной композиции картины они расходятся веером, что углубляет перспективу и делает полотно более объемным, наполненным воздухом и пространством.

«Зимнее солнце» было поймано цепким вниманием Константина Федоровича в 1916 году. Большую часть картины занимают пейзажные объекты. Нижняя часть устлана ровным полотном снега, сверху синеют небеса с редкими клочками пушистых облаков.

Средняя горизонталь исчерчена стволами деревьев. Крупные ели разошлись во всю ширь и высь на свободных просторах земли. Их вечнозеленые покатые ветви покрыты густыми темно-зелеными иглами.

Хвойная роща разбавлена голыми высоченными деревцами. Отсутствие листвы на них пропускает к зрителям свет послеполуденного солнца. Вопреки морозу, заковавшему природу в ледяные оковы, золотой круг солнечного светила озаряет все вокруг мягким теплом.

В правой части полотна заметна небольшая сюжетная сцена. Лошадиная повозка стоит в снегу, рядом деревенский мужичек заканчивает сбор хвороста. Даже эта динамичная сцена кажется такой же неподвижной, замершей, как сам лес, укутанный инистыми покровами.

Зимнее солнце делится желтизной с разводами облаков, рисует протяжные тени леса на снегу. От такой картины становится светло и тепло при любой непогоде в душе.

Русский художник показывает нам, насколько величава и красива зимняя пора. Залитое солнечными лучами пространство будто проникает за границы двумерного и дарит зрителям ощущение присутствия.

Как признанный мастер пейзажа, Юон также великий патриот и преданный приверженец живых картин природы. «Зимнее солнце» озаряет надеждой на воскресение заледенелого мира; нежное и вечное, оно вновь и вновь заявляет о своем существовании слепящими желтеющими лучами.