Анализ картины Сальвадора Дали Приспособление и рука - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Приспособление и рука

Анализ картины Сальвадора Дали Приспособление и рука

Картина «Приспособление и рука» была написана Сальвадором Дали в 1927-ом году, вскоре после его достаточно условной службы в армии, проходившей в крепости Сан-Фернандо, расположенной ровно в 1 км от Фигераса. «Приспособление и рука» принадлежит к числу картин молодого Сальвадора, которые с полным основанием могут быть отнесены к «предсюрреалистическому» периоду — хотя мне удобнее называть его «сюрреализмом без сюрреалистов».

Важно понимать: сюрреализм для Сальвадора Дали начался не с момента его «введения» в Парижский кружок (за что следует сказать отдельное спасибо Жоану Миро), а гораздо раньше — вскоре после того, как в 1923-ем году в Мадриде был опубликован на испанском языке труд Зигмунда Фрейда «Психопатология обыденной жизни», а годом позже — «Толкование сновидений».

Дали вместе с товарищами по «Резиденции» — общежитию Академии изящных искусств Сан Фернандо — был в числе первых преданных поклонников австрийского психоаналитика и, как мы знаем, свое преклонение перед Фрейдом пронес через всю жизнь.

Неудивительно, что элементы подсознательного начинают появляться в работах Сальвадора уже в 1927-ом. Кстати, именно «Приспособление и рука» может считаться первой картиной Дали, в которую художник активно вводит в сюжет навеянные воображением, с очевидной фрейдистской подоплекой, образы.

Кстати, сам образный ряд во многом напоминает картины замечательного художника-сюрреалиста Ива Танги — и не только в этой работе. «Натюрморт в свете сиреневой луны», «Мед слаще крови», написанные в этот же период, несут на себе самый явный отпечаток творчества Танги — чего сам Дали, к чести его, никогда не отрицал.

«Всё, что не традиция — то плагиат!» — любил впоследствии повторять каталонский усатый гений — и был в высшей ступени прав. Искусство не может возникнуть из пустоты, жить и развиваться, питаясь исключительно собой.

«Творческой интерпретации» достижений предшественников и коллега по цеху, никто и нигде еще не отменял — разумеется, если речь не идет об откровенном и пошлом плагиате. Да, кое-что Дали «прихватил» у Танги, однако в отношении главного образа: буквально искрящейся болезненной энергетикой руки — Дали полностью оригинален.

Рука, чаще всего — гипертрофированная, появляется во множестве работ этих лет и выступает символом одного из главных пристрастий Дали, от которого тот не избавился до старости — мастурбации.

Во второй половине двадцатых яростная и частая мастурбация была сопряжена для Сальвадора с постоянным чувством вины и стыда, которые испытывал художник, осознавая, что «тратит сперму впустую».

Стыд этот, как и интенсивность занятий мастурбацией, нашли отражение в болезненно-красном цвете руки, чье самостоятельное существование в отрыве от остального тела лишь подчеркивает важность осуществляемого с ее помощью занятия, оставить которое Дали был не в силах.

В полном соответствии с канонами сюрреализма, согласно которым внутренний мир, включая область эмоций и порожденных ими галлюцинаторных образов, является первичным по отношению к миру «внешнему», Дали «потащил» эту проблему в искусство, которое и вообще для творца всегда является чудесным актом само терапии.

Следует также отметить элементы символизма и академической живописи, свойственные картине «Приспособление и рука» — Дали в ту пору занимался активным поиском собственного стиля и авторского языка — и вскоре, как известно, преуспел.

В настоящий момент картина «Приспособление и рука» ( 62,2 Х 47,6 см, доска, масло) находится в коллекции Музея Дали во Флориде.

«Приспособление и рука» – одно из классических полотен Сальвадора Дали 20-х годов. Художник в то время много экспериментировал, искал свою манеру.

Здесь Дали продолжает свои эксперименты с сюрреализмом. Уже можно увидеть знаменитую мистическую пустыню, уходящую в бесконечность. Уже можно увидеть некоторые детали и манеру рисовки, которые были обычны для художника в более поздние периоды творчества.

Изображенное на картине пространство полностью выдумано. С «нормальной» реальностью этот пейзаж отчасти связывают разве что холмы на заднем плане. Главная роль отдана манекену, некоему приспособлению.

Приспособление – это две необычные геометрические фигуры, стоящие одна на другой. Нижняя фигура стоит на земле, на тонких ножках и с чем-то, напоминающим столь же тонкую тросточку. Верхняя фигура держится на нижней без сторонних приспособлений, балансируя острым концом.

Если рассмотреть картину «Приспособление и рука» с точки зрения символизма, можно увидеть, что все монументальное лишь кажется таковым, на самом же деле все достаточно зыбко.

На картине можно увидеть и другие традиционные для Дали изображения: женский торс, появляющийся в небесах (только торс – без рук, ног и головы), статуя. Почти все предметы, изображенные на картине, частично видимы и частично лишь обозначены. Это еще больше создает впечатление зыбкости, непостоянства. Венчает приспособление огромная кроваво-красная рука, выросшая прямо из приспособления.

В этой картине Сальвадор Дали использовал некоторые разработки французского сюрреалиста Ива Танги. В первую очередь влияние Танги прослеживается в треугольных очертаниях приспособления. Поза приспособления, а также отбрасываемая тень позаимствованы у итальянского сюрреалиста Джорджо де Кирико.