Анализ картины Сальвадора Дали Просвещенные удовольствия - Сальвадор Дали
Анализ картины Сальвадора Дали Просвещенные удовольствия

Анализ картины Сальвадора Дали Просвещенные удовольствия

Это полотно можно, по праву, считать примером миниатюризма в творчестве Сальвадора Дали. Здесь развивается сразу несколько сюжетов, и часть из них заключена в своеобразные коробочки, а часть на общем поле. Что хотел этим показать художник?

Всего лишь свои детские сны, страхи, их преодоление. Здесь мы видим, по крайней мере, две сцены борьбы. Сражается пара – мужчина и женщина – с водоворотом, борются и две руки, одна из которых с окровавленным ножом. Кому они принадлежат, не понятно – персонажи скрыты за нижним краем картины, ясна только идея: надо остановить убийцу.

Не его ли жертвой стал герой одной из картин в коробочке, у которого закрыты глаза, а из носа вытекает кровь? Над поверженной головой показана огромная, детально выписанная саранча.

В правой же коробочке – более спокойный сюжет: велосипедисты соревнуются, кто из них сможет дольше проехать, удерживая на голове подобие сладкой ваты. Их так много, что кажется, будто они вот-вот врежутся друг в друга.

В левой коробочке – снова агрессия, там мужчина собирается произвести очередной выстрел по непонятной цели, которая движется вдоль дома. Что это за глыба? Возможно, это вторгшееся инопланетное существо.

Выше, уже безо всякой коробочки, прямо на линии горизонта в пустыне лежит похожая глыба, в которой есть дыра с рваными краями. В этой дыре виднеется нечто, напоминающее печёное яблоко. Чуть правее – пара людей, явно не танцующая, а дерущаяся.

Реальными в этой картине кажутся только небо и облака, остальное же – ожившие страхи и сны. Даже вместо солнца в небесах – голова сердитого льва, нос к носу столкнувшаяся с улыбающимся лицом человека. Тем не менее гармонично выстроенная композиция позволяет воспринимать полотно как целостный художественный образ.

Картина «Просвещенные удовольствия» была написана Сальвадором Дали в судьбоносном для художника 1929-ом году, сразу после знакомства с Галой, и вобрала в себя весь иконографиеский набор образов, свойственный картинам Дали того периода.

Эта небольшая, мастерски выполненная вещь (24 Х 34,5 см, холст, масло, коллаж) может и должна нами рассматриваться в одном ряду с такими картинами Дали, как «Мрачная игра», «Первые дни весны», «Аккомодация желаний», «Загадка желания», и, конечно же, «Великий мастурбатор».

В двух словах напомним обстоятельства жизни Дали в период написания картины «Просвещенные удовольствия» — это всегда крайне важно для правильного понимания смысла картин художника. На исходе лета того же года Сальвадор Дали познакомился с Галой, бывшей тогда замужем за Полем Элюаром. Между ними мгновенно вспыхнула страсть, оставшаяся, однако, неутоленной.

Гала вынуждена была уехать из Кадакеса, где и состоялось их знакомство, в Париж, а Дали, в ожидании встречи с ней, напряженно работал. Отец художника был категорически против союза Сальвадора с «Ля Мадам», как презрительно именовал он Галу, и Дали предвидел скорый разрыв с семьей — что действительно впоследствии и случилось.

Женщина на переднем плане, восстающая из волн, подобно Венере — несомненно, Гала. Правда, тот факт, что она гораздо полнее избранницы Дали, да и грудь у нее на пару размеров больше, логично предположить, что это совмещенный образ двух самый важный женщин в жизни Дали — его матери и Галы.

Чтобы полюбить без остатка Галу, Дали прежде должен был избавиться от памяти о матери — ибо Гала и стала его новой матерью. Именно этот процесс «замещения» и протекал тогда в сознании Дали, о чем свидетельствуют и картины, и кое-какие поступки Дали того времени.

Мужчина, поддерживающий ее — Зигмунд Фрейд. Психоаналитик, бывший главным кумиром Дали на протяжении всей жизни, уже появлялся в картине того же года «Первые дни весны».

Рука на переднем плане с окровавленным ножом — это указание на кастрацию: именно так, в полном соответствии с детально описанным Фрейдом «эдиповым комплексом», воспринимал Дали нежелание своего жестокого отца признать право сына на самостоятельный выбор.

Этот окровавленный нож и отца, которого Дали вскоре станет ассоциировать с Вильгельмом Теллем, стрелявшим из арбалета в яблоко на голове собственного сын с риском убить его, мы наблюдаем в работах Дали конца 20-х, начала 30-х г. г. постоянно.

Еще один типичнейший образ для картин того времени: голова Гала в форме кувшина, который, по Фрейду, является символом женской сексуальности, а рядом с ней — голова льва с оскаленной пастью. Лев, как объяснял сам Дали, символизировал его ужас перед возможностью обладания женщиной, что привело бы к обнаружению его импотенции.

Этот образ отражает главный на тот момент страх Сальвадора — боязнь предстоящего секса с Галой, во время занятий которым он опасался, что может оказаться не на высоте.

Напомним: на момент знакомства с Галой 25-летний Дали являлся активно практикующим онанистом, и о сексе с женщиной имел самое смутное представление. Сильнейшая боязнь этого «перового раза», тем более, с такой искушенной и сексуально раскрепощенной женщиной, как Гала, занимала тогда все мысли художника.

Себя Дали изображает на экране центрального ящика», в виде опущенной книзу головы с закрытыми глазами, в окружении многочисленных страхов, желаний и фобий. Одной из таких фобий, как нам хорошо известно, является кузнечик, запечатленный рядом с носатой головой художника ,которая станет одним из излюбленных вариантов автопортрета для Дали.

Впрочем, в картине «Просвещенные удовольствия Дали изображает себя еще раз, на этот раз — у боковой панели того же ящика, в виде женоподобного стыдливого вуайериста, робко подглядывающего «внутрь себя».

Камни на головах велосипедистов в картине-ящие справа — не что иное, как галька, которую Дали любил собирать на одном из пляжей Кадакеса под названием «Конфитера». Галька регулярно появляется и в других работах того же периода и, по словам самого Дали, символизирует «окаменевшие желания».