Анализ картины Поля Гогена Жена короля - Поль Гоген
Анализ картины Поля Гогена Жена короля

Анализ картины Поля Гогена Жена короля

Семантический анализ любой картины в своём плане схож с блужданиями по лабиринту: в своих суждениях уверенным быть никогда нельзя, учитывая что на выходе вы точно не узнаете правы ли или нет. К счастью, оставленные художником заметки, письма и развитие творчества мастера помогают объективнее оценить смысловое содержание полотна. В ситуации с анализом картин Гогена данная информация сравнительно шире, поэтому разгадать происходящее на картине представляется возможным.

Картину, написанную в 1896 году, в определенный момент своей жизни Гоген признавал своим лучшим произведением.
Названное «Женой короля» это полотно стало одной из жемчужин коллекции ГМИИ им. Пушкина. Но что на ней может заметить любитель, увидевший её впервые ? Лежащая обнажённая женщина, которая, улыбаясь, смотрит прямо на нас. У зрителя, заинтересованного в искусстве, тем не менее, возникнут вполне обоснованные ассоциации с работами Мане «Олимпия» или же , например, Джорджоне «Спящая Венера», Тициан «Венера Урбинская».

И не просто так, ведь художник заведомо выбирает позу, характерную для традиционных европейских изображений нимф, Венер и, уже позже, девушек лёгкого поведения. Начиная с Джорджоне, складывается иконография Венеры лежащей. Тициан переосмысливает Венеру учителя, которую кстати сам и дописывал, и создаёт свою Венеру, которая уже не так отдалена от зрителя своей божественностью и возвышенностью. Она уже без стыда смотрит на зрителя, как бы встречая нас же в своих покоях. То же происходит и у Мане, но неловкость положения заключается в том, что мы встаём на место клиента этой красавицы. Это выдаёт вставшая на дыбы кошка, увидевшая незнакомца. Гоген, несомненно, был знаком с «Олимпией» и даже делал с неё копии.

Но гогенская героиня выступает совершенно в иной роли. Сам Поль пишет:

«Это Ева после грехопадения, она ещё может бесстыдно ходить обнажённой, она ещё не растеряла своей животной красоты первого дня творения.»
Таким образом, мы сталкиваемся с библейским сюжетом. Позади темнокожей красавицы изображается райское дерево с яркими плодами, которое обвивает змей — легко узнаваемое воплощение искусителя и разрушителя этой райской жизни. Но не всё так просто, ведь в данном случае художник пропускает библейский сюжет через призму, во- первых, таитянской мифологии, а во-вторых, конечно, учитывая собственное восприятие, переосмысливает его совершенно иначе в сравнении с традиционной трактовкой. Это дают нам понять остальные персонажи картины. Так, рядом с деревом можно заметить служанку, собирающую плоды своей хозяйке, и двух стариков, почти сливающихся с окружающим пейзажем, которые рассуждают о «древе познания» — в данном случае это райское дерево. И девушка, и старики, по мнению Гогена, являются отдельными ступенями душевного развития человека, которых всего он выделял четыре. Первая самая примитивная — нахождение в телесной оболочке и лишение какого либо желания к самопознанию; вторая — отчаяние души, когда она не в силах успокоиться до тех пор, пока не будут найдены ответы на вопросы бытия. Душа на высшей стадии (четвёртой) своего развития находит покой. Человек познаёт смысл своего земного существования, а страдания, которые он пережил на земле, в случае выбора им духовного пути, будут оплачены на небесах вечным покоем. Интересно, что этих же пожилых людей мы встречаем и на известнейшей картине художника «Откуда мы? Кто мы ? Куда мы идём». Именно они олицетворяют собой переходную стадию к наивысшей ступени (третью).

От этой группы отвлекает внимание глухое тёмное пятно- чёрная собака за деревом, куда-то направленно идущая. Несмотря на широко используемую ассоциацию собаки как символа верности, кстати встречаемую и в «Венере Урбинской», в данном случае она является символом одиночества самого живописца. Во время написания картины, да и на протяжении всей жизни Гоген чувствовал себя покинутым, бродячей собакой, которая всё не может найти себе прибежище.

Поль Гоген, сын француза-журналиста и перуанской креолки из богатой семьи, детство провел в Перу, в семье своей матери. Яркие наряды коренных жителей Южной Америки, раскованность их поведения, необычная природа стали первыми впечатлениями детства будущего живописца и отчасти сформировали его внутренний мир, дав позитивный заряд на всю жизнь. Закончив школу и Мореходное училище во Франции, удачно создав семью, сколотив состояние и путешествуя по свету, Поль, тем не менее, испытывал сильную тягу к экзотическим местам

– подобным тому, где он провел свое детство.

Цивилизацию и все ее признаки Гоген называл «болезнью». Первая поездка на Таити дала уставшему от жизни мужчине все то, чего ему так не хватало в цивилизованном мире. Вернувшись во Францию, он привез с собой более восьмидесяти полотен, но не сыскав успеха и признания, вернулся в Полинезию. Поль Гоген стал первым художником Европы, отрекшимся от реализма в пользу примитивизма и наивной живописи, чтобы стать ближе к природе.

Картина «Жена короля» написана Гогеном во время второй поездки на Таити и является одним из самых значимых произведений художника. Это полотно – открытый вызов европейским традициям живописи и, возможно, даже своеобразная насмешка над оными. Поза красавицы-таитянки точно повторяет позу Олимпии с одноименной картины Мане и отчасти копирует тициановскую «Венеру Урбинскую». Однако Гоген не фиксирует внимание зрителя на одном конкретном мифе, наполняя свой сюжет множественными знаками и символами.

На заднем плане мы можем видеть древо познания (древо добра и зла), что является прямой отсылкой к Ветхому Завету, и беседующих старцев, едва различимых в тени деревьев. Таитянская Ева готовится вкусить плод, который даст ей знание – яркие красные фрукты лежат у ног девушки, молодая служанка собирает свежие плоды с веток. В чертах женщины с портрета угадывается Техура, жена Гогена – таким образом, изображая ее Евой, себя он видит Адамом.

В пользу версии о портрете жены художника говорит и большой красный веер в руке таитянки – Поль уже изображал Техуру с этим веером, который, скорее всего, являлся ее любимым аксессуаром. Знаменательно и название картины – именуя свою жену королевой, художник мнит себя царственным лицом, королем живописи или белым королем Таити. Кроме того, творец сознательно упрощает формы, насколько это вообще возможно – в противовес «Олимпии» и «Венере Урбинской» с их детально, досконально прописанными телами Гоген рисует свою возлюбленную так, как нарисовал бы обнаженную женщину ребенок.

Отсутствие всякой стыдливости, торжество красоты нагого тела – характерная черта поздних портретов Гогена. Уехав в Полинезию с «билетом в один конец», он открыто протестовал против всякой цивилизации и восхищался естественностью и наивностью аборигенов, не знающих чувства стыда. Такое поведение местных жителей напоминало творцу о первозданном библейском рае – и Таити он считал истинным раем на Земле. В пользу ветхозаветной версии говорят и мелкие детали картины. «Деревья в цвету, собака сторожит, справа два голубя воркуют» – писал автор о своем творении. «Жена короля» демонстрирует удивительное единение человека с природой. Яркие, сочные краски навевают ощущение тропической жары, вечного экваториального лета. Гоген показывает зрителю мир, которого не коснулось зло и над которым не властна цивилизация.