Картина Поля Гогена Желтый Христос - Поль Гоген
Картина Поля Гогена Желтый Христос

Картина Поля Гогена Желтый Христос

Несложно догадаться, что картина «Желтый Христос» хранит в себе религиозный подтекст. Однако и общество и критики расходятся во мнениях – был ли это вызов духовенству и всему христианскому миру или отчаянный призыв сбросить с глаз пелену равнодушия.

Центральное место композиции занимает традиционный сюжет распятого Христа. Иисус окружен бретонским пейзажем и крестьянами. Кажется, никто больше не замечает страданий Сына Божьего, его мучений и жертвы принесенной во имя спасение человечества. Люди безучастны, занимаются своими повседневными делами.

Эффект безразличия только усиливает необычное цветовое решение. Главная роль в колорите отдана ярким желтым оттенкам. Это бескрайние солнечные поля и – как ни странно – сам Иисус. Такой прием размывает «границы» между протагонистом картины и фоном.

В то время как полотно должно явно демонстрировать несоответствие героев, автор нарочно подчеркивает отстраненность людей. Христос будто остается невидимым, ему совсем не придают значения, и жизнь идет своим чередом.

Интересно и то, что желтый цвет – частый символ мудрости духа, святости и божественного благословения. Он напоминает застывший солнечный свет, который согревает и дарит жизнь. Эта трактовка создает дополнительный конфликт с сюжетом картины, вызывает недоумение и заставляет задуматься.

Работы на тему религии и веры – нечастое явление у Гогена. Но очевидно, когда автор берется за такое полотно, ему есть что сказать. Художник использует нетрадиционные приемы, новаторство и символизм. Такой подход не может не вызывать обратную реакцию. Это ли не есть главная цель искусства – передать свои мысли и переживания, донести их до людей и хоть немного попытаться изменить мир к лучшему?

То ли глубокое философско-религиозное размышление, то ли своеобразный вызов христианскому обществу – «Жёлтый Христос» Гогена до сих пор вызывает споры.

Первое что бросается в глаза зрителю – это несопоставимость элементов сюжета, доводящая его до абсурда: распятая худая фигура Христа, традиционный бретонский пейзаж и крестьянки, которые мирно расположились вокруг креста с абсолютно спокойными и безучастными лицами. Лик распятого героя, полный страдания и той степени мучений, которая граничит с безразличностью, не вызывает никакого интереса у присутствующих.

Кроме оригинального сюжета, картина привлекает и колористическим решением. Главным цветовым лейтмотивом является жёлтый, при этом он господствует во всей работе, не отвлекая на контрасты и диссонансы. Этот цвет полон и внутренних противоречий – солнечный колер, обычно трактующийся как радостный, спокойный, умиротворённый выбран художником для воплощения такого сложного в эмоциональном и содержательном плане сюжета, как распятие Христа.

Ряд искусствоведов считают, что картина является одним из предвестников символизма, и является попыткой мастера обратить внимание на религиозную проблему – общество не помнит той жертвы, которую принёс во имя его Христос.