Выдающиеся постимпрессионисты Гоген и Ван Гог в 1888 году работали творческим дуэтом на юго-востоке Франции – в городе Арле. За год до этого живописцам довелось встретиться и по-дружески обменяться собственными картинами. В дальнейшем отношения между гениальными художниками кардинально переменились.
Совместная работа могла вызывать раздражение, постоянные стычки, и даже знаменитый эпизод с отрезанием уха Ван Гога произошел в этот же период. Но были и положительные плоды взаимодействия французского и нидерландского мастеров живописи, а именно – несколько замечательных картин. «Портрет Ван Гога» – как раз одна из них. Поль Гоген выполнил ее 1888 году.
Гоген пишет Ван Гога в своем неповторимом стиле. Столь любимые коллегой подсолнухи тоже изображены без подражания стилю Ван Гога. Мы видим сидящего за работой художника. Запечатлен момент, когда он застыл в процессе творческого полета мысли. В левой руке – палитра, закрашенная всевозможными смешениями цветов. В правой руке – кисть, поднесенная к холсту на мольберте. Работа художника в самом разгаре.
Но зрители не видят результат художества Ван Гога. Гоген решил изобразить картину повернутой к нам. Можно лишь догадываться, что пишет знаменитый постимпрессионист свои любимые цветы – большие подсолнухи. Они стоят рядом, на столике, в красивой синей вазе с узорами.
Невзрачный коричневый пиджак скрывает фигуру портретируемого. Лицо с узнаваемой рыжей бородой показано несколько грубовато. Черты лица неясные, размытые, угловатые, во многом отличаются от остальных многочисленных портретов Ван Гога.
Фоном для портрета служат колоритные широкие полоски разных цветов, столь характерные для картин Гогена. Чистые цвета удачно сочетаются между собой: желтый, зеленый, светло-голубой и сиреневый.
Одна из самых странных и печальных страниц в биографии Поля Гогена посвящена дружбе с другим известным живописцем — Винсентом Ван Гогом. Они познакомились в 1886 году и сегодня сложно сказать, что послужило почвой для возникновения дружеских отношений — эмоциональные, эксцентричные, непримиримые в своем отношении к живописи вряд ли годились в приятели друг к другу.
В 1888 году два величайших живописца прибыли в Арле в надежде основать здесь новую колонию художников, свободную от привычных академических традиций. Здесь Гоген создает ряд своих полотен, среди которых портрет новоиспеченного друга.
Любитель нестандартного объединения жанров и точных цитат Гоген и здесь не удержался от экспериментов.
Первым, что бросается в глаза зрителю — Ван Гог изображен за работой, и, присмотревшись к мольберту, без труда узнаются знаменитые «Подсолнухи» живописца.
Если сравнить оригинал картины Ван Гога и претворение ее на портрете кисти Гогена, можно рассмотреть явные отличия. Живописец не стремился к детализации, скорее в своей работе он хотел передать процесс творчества Ван Гога, таким как он его представлял. Вряд ли Гоген мог быть реальным свидетелем написания натюрморта — картина была написана еще до переезда Гогена в Арле, и предназначалась для украшения его комнаты.
Современники мастера утверждают, что сам Гоген очень ценил всю серию подсолнухов друга, которому суждено было в кратчайший срок стать бывшим.
Сам портрет отличают ритмичность линии и выразительность цвета. Вся композиция построена на гармоничном сочетании больших цветовых пятен. Используя чистые цвета, Гоген достаточно точно воспроизводит черты портретируемого Ван Гога.
Будучи уже известным художником, Гоген позволял относиться к Ван Гогу несколько свысока, что очень ранило впечатлительного друга. Непонимание и разногласия привели к конфликту, когда Ван Гог набросился на старшего товарища с ножом, о чем впоследствии глубоко раскаивался. Гоген покинул Арле, поставив жирную точку на творческом союзе с Винсентом.
Сегодня портрет находится в музее Ван Гога в Амстердаме.