Анализ картины Поля Гогена Женщина, Держащая плод (1893) - Поль Гоген
Анализ картины Поля Гогена Женщина Держащая плод (1893)

Анализ картины Поля Гогена Женщина, Держащая плод (1893)

Полотно было написано во время первой поездки Гогена на Таити, став у истоков экзотического периода творчества. На первом плане, в центре полотна изображена полуодетая таитянка, держащая в руках то ли фрукт, предположительно манго, то ли специальный сосуд для воды, вырезанный из плода. Она стоит на фоне своей деревни и других девушек.

Удивительным образом художнику удается передать тепло, не прибегая к свойственным тому времени приемам. Здесь нет движения воздуха характеризующего его вибрацию во время зноя, нет и солнечных лучей. Атмосфера жаркой экзотической страны передана исключительно яркими, сочными цветами. Интенсивно синее, практически безоблачное небо, яркая зелень и золотисто-коричневый оттенок кожи девушек дарят атмосферу Таити зрителям.

Искажение пропорций человеческого тела Гоген допускал намеренно, чтобы придать героине полотна большей монументальности. Практически прямые линии без изгибов и намеренная плоскость изображения отлично вписываются в общую статичность картины. Узор на юбке таитянки перекликается с ветвями в верхней части полотна, напоминая, что человек является частью природы.

На первый взгляд сюжет картины довольно прост, однако биографы Гогена и искусствоведы видят в нем и некий тайный смысл. Некоторые из них считают, что на картине изображена юная жена Гогена Техура. Плод в руках девушки заставляет вспомнить о библейском сюжете грехопадения. Зная любовь художника к религиозной тематике, можно утверждать, что так он изобразил свое видение Евы. Именно такой она представляется, практически первобытной, близкой к природе.

Интересна и другая теория. В левой части картины изображены две юные девушки. Справа же женщина с ребенком. Этот факт наводит искусствоведов на мысль, что Техура на тот момент была беременна. Таким образом Поль Гоген мог высказаться о течении времени и цикле человеческой жизни.

В начале ХХ века картина была приобретена русским меценатом, в настоящее время находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Поль Гоген (1848-1903) связал собственное творчество с далеким островом Таити. Свой идеал красоты он обрел в образе молодой таитянки с широкими плечами, сильным торсом, особенным абрисом лица, на котором выделяются пухлые губы, широкие крылья носа и удивительные миндалевидные глаза. Чтобы передать своеобразный мир, где человек и природа живут в гармонии, Гоген отошел от многих традиций европейской живописи. Он отказался от воздушной перспективы, светотеневой моделировки. Основными характеристиками его художественной манеры становятся декоративность и монументализм. В работах Гогена наблюдение за реальной жизнью и бытом народов Океании постепенно тесно сплетается с местными мифами. Держащая в руках плод манго таитянка написана красивым, изысканным золотисто-коричневым тоном. Возможно, моделью послужила первая таитянская жена Гогена, Техура. Пейзаж, как и фигура, трактован в картине весьма обобщенно. Пятна золотистого, красного, розового и зеленого цветов делают полотно похожим на декоративный красочный ковер.

На заднем плане находятся две обычные хижины, расположенные в поселении островитян. На переднем фоне стоит молодая женщина, таитянка, держащая в руках плод. Этим плодом является манго, отличаясь лимонно – зеленоватым цветом. Многие критики отмечают, что сам плод напоминает сосуд, а некоторые исследователи творчества художника уверены, что это и есть самый настоящий сосуд для воды, вырезанный в тыкве. Таким образом, женщина, возможно, собирается идти за водой, придерживая сосуд за верёвку, расположенную сверху плода.

По определённой версии, героиней картины является молодая таитянка Техура, которая была супругой Гогена, но между ними так и не состоялся обряд венчания. Её лицо имеет выразительные черты, взгляд серьёзный и сосредоточенный. У неё смуглая кожа, написанная золотисто – коричневыми красками и выделяющаяся на общем фоне картины. Силуэт её тела описан чёткой линией, благодаря которой она кажется объёмной и выразительной. Пейзаж, расположенный позади женщины, выглядит достаточно плоско и обобщённо.

Художник не изобразил ни лучи солнца, ни подвижность воздуха. Напротив, вся картина пропитана тропическим зноем, который наполнил хижины, траву и деревья, а также застыл на коже островитянки, одетой в юбку в насыщенно – красного цвета. Рисунок, изображённый на её одежде, сливается с узорами листьев на деревьях. Это придаёт ей некой таинственности, делая её неотъемлемой частью окружающей природы. Картина отличается особой поэтичностью, будучи насыщенной яркими красками и экзотическими мотивами. Чувствуется крепкая связь людей и природы, кажущаяся вечной и неразрывной. По слухам, женщина была беременна от Гогена, о чём намекает плод, который она держит в руках.