Александр Бенуа – сын архитектора, русский художник и основатель «Мира искусства». Представители этого объединения тяготели к ретроспективизму, искали художественные идеалы в искусстве прошлых веков – временах Петра I, ампире и барокко восемнадцатого столетия. Одной из таких работ стала картина Бенуа «Король на прогулке».
На пером плане произведения изображена скульптурная композиция в центре фонтана или небольшого пруда: на камнях, спиной к зрителю, сидят пухленькие бронзовые амурчики. Они словно наблюдают за королевской процессией и это зрелище их глубоко впечатляет, поэтому они застыли в таких эмоционально-нелепых позах.
На заднем плане по дорожке вокруг фонтана прогуливается сама королевская свита. Они шествуют так чинно и неторопливо, что у зрителя невольно возникают сомнения: кто более живой, бронзовые амуры или придворные?
Все дамы на прогулке разряжены в пышные платья с длинными шлейфами, которые за ними несут пажи. На головах у них громоздкие конструкции из волос и ткани. Сам Людовик IV практически теряется на фоне разодетых фрейлин. Король идет впереди всех, но его фигура сдвинута влево относительно композиционного центра. Он удаляется вглубь картины, поэтому зрителя видят только широкополую шляпу с перьями, парик с длинными каштановыми волосами и нарядный камзол. Художник вынужден признать, что, несмотря на его восхищение веком Луи IV, его эпоха ушла в прошлое. И даже художественного таланта Бенуа не хватит, чтобы навсегда увековечить жеманный мир канувшего в лету короля, сделать его пространственно-вневременным.
В России в то время происходили серьезные изменения, в воздухе витало предчувствие войн, революций и переворотов. Поэтому публика не приняла ретроспективную работу Бенуа, как и весь его так называемый «Версальский цикл». Критики не пожалели язвительных замечаний для своих рецензий. Они посчитали, что живописец пытается спрятаться от суровой реальности в выдуманных версальских покоях, укоряли его в архаичности.
Александр Бенуа проявлял большой интерес к искусству русского и европейского барокко с детства. Он стремился достичь синтеза западноевропейских тенденций и некоторых элементов традиционного русского народного творчества. Рисовать он начал еще в детском саду. Атмосфера в доме способствовала его художественному развитию.
С 1896 по 1899 года Бенуа жил в Париже и бывал в Версале. Именно тогда он занялся изучением эпохи Людовика XIV. Бенуа создал целый цикл картин, посвященных Версалю. Ему сложно было высказать всю красоту парку в одной или двух работах. Он хотел в своих изображениях реконструировать великолепное прошлое Версаля. Бенуа прекрасно понимал события прошлого и способен был видеть вещи глазами человека XX века.
В работе «Версаль. Прогулка короля» природа и история проявляются в нерушимой вечности. Архитектурные сооружения, статуи и аллеи хранят память о творцах и владельцах ансамбля Версаль. В творчестве Бенуа Версаль представлен как образ целой эпохи. Версальские сады представляют собой один из прекрасных сохранившихся примеров французской архитектуры и дизайна.
Картина передает неповторимую атмосферу парка. Почти половину этого изображения занимает серое небо. Скорее всего, в то время был туман, но через него настойчиво просвечиваются лучи солнца. Аллея, разделяющая парк на две части, уходит далеко вдаль. Оживляют этот пейзаж маленькие ироничные фигурки короля и его придворных. Король изображен как усопший старик, которого везут на коляске. В то время как один молодой придворный везет короля, двое о чем-то разговаривают, идя позади.
Картина нарисована с помощью акварели и гуаши. А линии, сделанные с помощью карандаша, добавляют объемности изображению. Сейчас полюбоваться картиной можно в Русском музее в Санкт-Петербурге.
С детства известного русского модерниста Александра Бенуа тянуло к изучению и изображению европейского и русского барокко. Он с большим успехом в своих произведениях объединял традиционное русское народное творчество и современные европейские течения. Атмосфера в детские годы в его доме очень способствовала развитию художественных навыков, поэтому рисовать начал он очень рано.
Во время жизни в Париже Александр Бенуа пристально изучал жизнь и искусство эпохи Людовика XIV. В то время он создает цикл картин, посвященный необычайной красоте и изящному великолепию Версаля. Пышность XVI века Бенуа показывает зрителю через призму 20 столетия.
На полотне “Версаль. Прогулка короля” сооружения и природа становятся единым целым. Долгая славная история многих королевских родов хранится в этих аллеях, статуях.
Бенуа на своей картине изобразил образ целой эпохи прошлого. Версальские сады являются великолепным образцом французского барокко.
Полотно “Версаль. Прогулка короля” наполнена атмосферой версальского парка. Серое облачение небо занимает большое пространство на картине.
Лучи солнца просвечивают через облака, тенистая аллея тянется вдаль и разделяет парк на две части. Тихий, спокойный пейзаж оживляют небольшие фигуры короля и его немногочисленной свиты. Короля, старого человека, везет на коляске молодой слуга, двое других идут сзади и о чем-то беседуют.
Использование Александром Бенуа карандаша добавляет картине определенный объем.