Анализ картины Поля Гогена Пейзаж с павлинами - Поль Гоген
Анализ картины Поля Гогена Пейзаж с павлинами

Анализ картины Поля Гогена Пейзаж с павлинами

«Пейзаж с павлинами» написан Полем Гогеном уже на исходе девятнадцатого столетия в период расцвета его творчества. Увидеть полотно и в целом оценить особенности живописной манеры Поля Гогена можно в настоящее время в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Как и многие работы художника этого времени «Пейзаж с павлинами» отличается незаурядностью колорита, композиционной многослойностью, нагромождениями цветовых пятен и изобразительных планов.

«Пейзаж с павлинами» отличается красивым и необычным сочетанием красок и форм. Вертикальная плоскость картины предельно заполнена и служит отражением яркой непохожей ни на что действительности, настолько она неординарна и экзотична.

В самом рисунке, казалось бы, нет ничего необычного. Однако подчеркнутая декоративность изображения, изобилие сложных оттенков, форм и силуэтов, переходящих из одного состояния в другое, точно колеблемые радужные волны или огненные всполохи.

Изображение павлинов на переднем плане полотна не сразу и заметно на общем фоне броского разноцветия. Пейзаж изобилует яркими красками, резкими контрастными переходами, дребезжащими и блуждающими линиями силуэтов.

Здесь слабо чувствуется объем и перспективное изображение, законы классической живописи не действуют, уступая место новым художественно-изобразительным средствам искусства постимпрессионизма.

Созданный Полем Гогеном «Пейзаж с павлинами» выступает как пространство сна, территория грез или полуреальности. Утрированная насыщенность цветов, деформирование и иное выстраивание форм и линий. Все это погружает нас в состояние измененного сознания, измененных чувств и непривычных ощущений.

Мы становимся чуть ближе к видению и пониманию этого мира самим художником.

Пейзаж точно бушует яркими красками и формами, напоминающими растекшуюся лаву. В пейзаже не встретишь обыденных шаблонных решений. И уж точно это полотно нельзя назвать скучным и неинтересным. Напротив, здесь многое, если не все наполнено воздухом новой жизни, незнакомых эмоций и переживаний.

Оттенки красного, расположенные равномерно в пространстве холста, выразительно подчеркивают и выстраивают вертикаль полотна.

Пышная растительность темно-зеленых и нередко почти черных оттенков перекликается с павлинами и черными камнями на переднем плане. Подобным образом уравновешивается и сглаживается присущая полотну разноплановость.

Фигурки людей как бы сливаются и теряются на фоне сознательно раздробленного визуального ряда, сливающегося в единый образ. Пейзаж соединил в себе множество различных художественных решений, пейзаж эклектичен, одни образы соединены с другими, перепутаны и перемешаны точно случайные калейдоскопические изображения.

«Пейзаж с павлинами» воплощает мир, который стал близок Полю Гогену и который подчас предстает не иначе, как мир иллюзорный, нереальный, волшебно-фантастический для того, кто не был к нему причастен, как сам художник.

Яркие, пресыщенные контрастами краски в сюжете размеренной жизни далекого от цивилизации народа и загадочная надпись в нижнем углу картины – «Motamoe». Так выглядит полотно «Пейзаж с павлинами», созданное Гогеном в 1892 году на тихоокеанском острове Таити в период расцвета его художественного дара.

Подобно остальным работам того времени, «Пейзаж» имеет необыкновенный колорит, выполнен приемом наложения множества слоев масляной краски. Композиция построена нагромождением нескольких планов. Прямо перед зрителями предстают две фигуры павлинов, расхаживающие среди цветов и больших каменьев. Далее – молодой мужчина в процессе труда со вскинутым за спину орудием рубки деревьев. Еще выше – хижина и две женские фигуры.

Верхнюю половину картины занимают пейзажи горных подъемов, вершин и утесов. Удивительно высокая, изогнутая кокосовая пальма пересекает холмистый фон и тянется вершиной в самое небо.

Павлины, судя по названию картины, – ее главные персонажи выглядят довольно неприметно: маленькая рыжеватая самка, более крупный темно-синий самец со сложенным оперением. Но создается впечатление, что пышность и красота раскрытого хвоста павлина выражена в пестром разноцветье всей картины.

Гоген объяснял столь парадоксальное обозначение для цветущей яркими красками картины тем, что наблюдаемые им сюжеты островной жизни убивали в нем цивилизованного человека.

«Пейзаж с павлинами» передает нам впечатления художника от увиденной экзотики во время его прогулки, с помощью изобразительных средств погружает в состояние красочного сна, фантазии, грезы. Поль Гоген выполнил дивную, калейдоскопичную, эклектичную картину укромного уголка земли, где человек гармонично сосуществует с миром природы.

Все элементы уже не лишены статики, а наоборот, подчинены особенному размеренному ритму – и плавно прохаживающиеся павлины, и мужчина, занёсший свой топор над сухим стволом дерева, и мерно удаляющиеся вглубь картины фигуры женщин.

Картину сам автор назвал MATAMOE (как это ни парадоксально), что в переводе означает «Смерть».