Анализ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Воскрешение Лазаря - Караваджо
Анализ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Воскрешение Лазаря

Анализ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Воскрешение Лазаря

В 1608 году Караваджо бежал с Мальты. Он и там умудрился повздорить и оказаться в тюрьме. Его приютил в Сиракузах старый друг и ученик, который и помог осуществить побег с острова рыцарей. Тут же новость облетела Сицилию, и на прославленного художника обрушились заказы. Он получил заказ для церкви святой Лючии. Сразу откликнулся на него, тем более, что был без средств к существованию. Он написал «Погребение святой Лючии», которая считалась покровительницей Сиракуз, достаточно быстро, всего за два месяца. Но многим картина показалась мрачной, серой и скупой в колорите. Поэтому, как только Караваджо получил гонорар, он отправился в Мессину, тем более, что мальтийские рыцари напали на его след.

В 1608 году художник Караваджо, пребывая в Мессине, заводит знакомство со знатным купцом. Состоятельный торговец заказывает ему картину на свободную тему. Живописец избрал для полотна библейский сюжет воскрешения Лазаря.

Темная пещера, несколько мужчин придерживают тело, лежащее ранее во гробу четверо суток. Караваджо предпочитал работать с натуры, поэтому для новой картины он нашел людей для позирования. Более того, по легенде, для достоверности он приказал выкопать тело на днях умершего юноши. Нанятые люди наотрез отказывались приближаться к трупу, но художник все же настоял на коллективном позировании, в порыве жажды художественного воплощения даже пригрозив натурщикам ножом.

Характерная черта живописи Караваджо – яркие потоки света, прорезающие непроглядную черную пустоту. Подобно прожектору лучи света выстилают поверхность кожи обнаженного Лазаря, высвечивают одежду, лица и конечности участников сцены: Христа и скорбящего по умершему народа. Кажется, что вот-вот этот золотистый неземной свет вернет жизнь Лазарю. На заднем плане во тьме могильщики, столь часто видевшие смерть, отворачивают лица, дабы не видеть снова гнетущего зрелища.

На земле лежат кости и череп безымянной давнишней жертвы смерти. А сверху – протянутая к теплому потоку света живая ладонь Лазаря, сдается, отозвавшаяся на веление Христа. Близкие воскрешенного еще не успели целиком осознать произошедшее, на их лицах горе, тревога, замешательство.

История гласит, что богатый заказчик остался недоволен полотном живописца. Поэтому оно было подарено братству крестоносцев. За все время «Воскрешение Лазаря» пережило несколько землетрясений, после которых картину удачно реставрировали для галереи Мессины.

В знаменитом шедевре религиозной живописи Караваджо выступает перед нами проповедником неистребимой веры в вечность жизни.

В Мессине Караваджо познакомился с успешным и состоятельным купцом Джовани Баттиста де Ладзари, который предложил художнику что-нибудь для него написать. Караваджо, как было тогда принято, написал образ святого покровителя заказчика — обратился к теме воскрешения Лазаря.

Мрачные катакомбы, два человека держат тело Лазаря, умершего четыре дня назад. Караваджо обычно писал с натуры, поэтому и здесь он нанял людей, чтобы те позировали ему. Он даже велел принести ему выкопанное тело недавно убитого юноши. И хотя натурщики категорически отказывались держать в руках тело, Караваджо настоял на своем. Говорят, он даже пригрозил им клинком.

Мощная и огромна пустота. Луч света, который прорезает пространство. Свет, который, как прожектор, высвечивает действующих персонажей, который противопоставлен тьме и пустоте и сам является действующим лицом полотна — отличительная особенность Караваджо. Свет скользит по фигурам Христа, Лазаря, его друга, Марии и прямо сейчас, в эту секунду этот неземной свет воскресит к жизни оплаканного брата. Могильщики ухватились и едва удерживают плиту, которую только что отвалили от гроба. Они отвернулись, не желая смотреть смерти в глаза. На землю выкатились кости, череп, спали погребальные пелены с Лазаря. И вот его рука, будто отозвавшись на слова: «Лазарь, выйди» — уже тянется к свету. Смятение, горе, любопытство, недоумение на лицах присутствующих. Нет ликования, нет понимания, что чудо уже случилось, так неожиданно и вопреки законам природы оно вошло в их жизнь.

А зритель вновь участник реальных событий, такой же недоумевающий и растерянный, сопричастный и неравнодушный. Одни биографы говорят, что, увидев недоумение на лице заказчика и его знакомых, пришедших взглянуть на картину, раздосадованный реакцией Караваджо выхватил кинжал и полоснул им по холсту.

Другие утверждают, что заказчик был очень недоволен, и Караваджо в отчаянии снял изображение и написал картину заново.

В 1609 году картина была подарена мессианскому братству крестоносцев. Она пострадала во время землетрясений на Сицилии в 1693, 1783, 1908 годах, но ее удалось отреставрировать. В дошедшей до наших дней картине, которую художник написал за год до смерти, Караваджо предстает человеком, жаждущем истины и доказательств, миссионером и проповедником, искренне верящим в Воскресение из мертвых.