Картина Василия Поленова Воскрешение дочери Иаира - Поленов Василий
Картина Василия Поленова Воскрешение дочери Иаира

Картина Василия Поленова Воскрешение дочери Иаира

Картина «Воскрешение дочери Иаира» была создана Поленовым в 1871 году. Она писалась для участия в конкурсе, проводимого художественной академией и была претендентом на золотую медаль. В одно время с Поленовым Репин писал полотно на эту же тему, которому критики уделили большее внимание.

Однако они отметили, что картина Поленова выглядит очень жизненно и ничуть не уступает творению оппонента в подборе цветовой гаммы и составлению композиции. Также критики выразили мнение, что глубина сюжета не была раскрыта Поленовым в полной мере, так как он смягчил драматичность картины и изобразил девушку уже ожившей.

На полотне Поленова изображена компания людей, каждый из которых испытывает разные чувства и эмоции. Ожившая девушка выглядит красиво и естественно, но бледность ее лица и кожи говорит о том, что жизнь покидала ее тело. Христос представляется в образе скорее реального человека целителя, чем небесного божества. В его движениях прослеживается уверенность. И, смотря на него, создается ощущение — нет ничего неподвластного его силе.

Сюжет

Изображаемый Поленовым сюжет мы находим в Евангелии от Матфея, Марка и Луки. Наиболее подробное описание этого события показано в Евангелии от Марка.

Описание

На картине мастера показан тот момент, когда Спаситель повелевает дочери Иаира встать с постели, беря ее за руку и простирая Свою десницу над ней. В ногах постели в молитвенной позе застыла мать, у порога толпятся ученики Иисуса и перепуганный, отчаянно надеющийся на чудо отец ребенка, начальник синагоги Иаир.

Художник показывает богатую обстановку дома: на полу расстелен красивый пестрый ковер в бордово-золотистых тонах, изысканно убранную кровать с полосатым покрывалом, под голову девочке положен мягкий валик. Рядом стоит табурет, на котором расположен кувшин с водой. У изголовья кровати стоит столик с богатой скатертью. Художнику удалось очень точно передать приглушенное дневное освещение и солнечные отблески на предметах в доме и персонажах картины, которые удачно контрастируют с затемненными участками.

Богатая цветовая гамма отражает восточный колорит, который мастерски передает Поленов, как бы погружая зрителя в библейскую эпоху.

Персонажи, изображенные на картине, очень выразительны: это жест Иисуса Христа, призывающий мертвую девочку встать, и волнение родителей, изумление слуг начальника синагоги. Художнику удалось выразить глубину веры Иаира, который призывает Спасителя исцелить его любимую дочь. По его вере и дается это чудо — дочь его воскресает. На ее лице мы видим румянец, черты лица ее преображаются под действием молитвы Спасителя.

Собственно в этом эпизоде показывается сила спасающей веры, перед которой не властна смерть.

История

Картина «Воскрешение дочери Иаира» писалась Поленовым в 1871 году для участия в конкурсе на получение золотой медали Художественной Академии. Одновременно с Поленовым этот сюжет был написан другим художником – И. Репиным. В картине Поленова была отмечена жизненность, удачный подбор цветовой гаммы и составленная автором композиция картины. Однако, критики выразили мнение, что Поленов несколько смягчил драматичность картины, изобразив девушку уже ожившей, отчего глубина сюжета оказалась раскрыта не в полной мере. Между тем, многими была отмечена большая теплота чувства, которую выразил Поленов в образе девочки, тянущей бледную, худенькую руку ко Христу. И Поленов и Репин получили большие золотые медали и право на заграничные поездки в качестве пансионеров Академии.

По выражению лиц других персонажей картины видно, что чудесное событие свершилось. Мать находится в состоянии восхищения. Она до сих пор не осознала свое счастье и не подбежала обнять дочь. Улыбка и благодарность за оправданные надежды осветили лицо отца воскрешенной девочки. Остальные присутствующие также потрясены и не верят своим глазам.

Художнику удалось мастерски изобразить приглушенное дневное освещение и солнечные отблески на предметах в доме и персонажах, контрастирующие с затемненными участками. Главная особенность этой картины заключается в обыденности и естественности, как драпировок, так и изображенных на ней действий. Именно это производит впечатление на зрителя. Глядя на картину, становится ясно, что чудеса на Земле случаются.