В большинстве своих работ художник Джотто очень часто выбирал такую разновидность многофигурных композиций, в которых к основному сюжету приписывается очень много сопутствующих ему же побочных эпизодов. Как может показаться при первом, поверхностном взгляде, все эти побочные эпизоды и сюжеты являются настолько незначительными и маленькими, что у некоторых может возникнуть сомнения в целесообразности их отображения на картине.
Однако потом, после детального осмотра, становится понятно, что небольшие сюжетные эпизоды, отображенные возле основного, создают в сумме исключительный по своей значимости фон, благодаря которому картина получается не просто красивой, но и живой.
И здесь, в этой картине, раскрывается величие Христа, которые подчеркиваются полными волнения и изумления лицами каждого человека, который присутствует при чудесном вознесении Лазаря.
Драматизм в сюжетной картине достигает своей самой высокой точки напряженности в том месте произведения, в котором изображены павшие в покорности на колени родные сестры главного персонажа – Лазаря. Мария и Марфа склонились, в их жестах и на их лицах отображены чувства свидетелей этого чудесного действия. Но больше всего драмы и покорности собрано на этой картине в фигуре Иисуса и его протянутой руке.
Здесь, как и во всех работах художника Джотто, каждый человек оказывается как будто в центре этого необычного религиозного события. Фигуры персонажей Лазаря и Христа были немного отодвинуты художником в края общей композиции, поэтому центр достается свидетелям этого чуда. А эмоций в картине очень много, начиная от суеверного страха и заканчивая глубочайшим потрясением и покорностью от происходящего. Все это можно увидеть на творческой работе художника после ее осмотра или после продолжительного изучения.
Автор посвятил много времени и усилий украшению церквей. Его фресками гордятся многие церкви и соборы Тосканы.
Работа над украшением капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе заняла всего два года – с 1304 по 1306 годы.
Цикл фресок посвящен сюжетам из Евангелия и сценам из жизни Христа. Одна из них – о воскрешении Лазаря.
В Евангелии от Иоанна сказано, что Лазарь сильно болел и умер, а его сестры – Марфа и Мария упросили Иисуса сотворить чудо и оживить Лазаря. На четвертый день после смерти Сын Божий, который очень любил Лазаря, вознес молитву своему Отцу, умоляя его воскресить Лазаря, и чудо свершилось: Лазарь встал и пошел.
В работе Джотто явственно наблюдается влияние византийской техники иконописи, но художник уходит от канонических форм, осуществляя первые шаги по направлению к Ренессансу. Фигуры не статичны, а находятся в динамике, выражениям лиц свойственны эмоции, подчеркнутые движениями рук.
Иисус со своими последователями находится в левой части композиции, он благословляет воскресшего Лазаря. Его лицо исполнено благости и излучает спокойную силу духа.
В центре композиции – юноша в тунике мятного цвета со страхом и неверием уставился на фигуру ожившего Лазаря, все еще обвитого погребальными пеленами. Толпа горожан за ним галдит и размахивает руками в возмущении и испуге. Так и слышится их взволнованный ропот.
На переднем плане распростерты обе сестры Лазаря, на их лицах написано выражение смешанного благоговения и благодарности за воскрешение любимого брата.
Вся фреска наполнена бурей эмоций ее персонажей — внимательный зритель увидит и гнев, и страх, и радостное изумление, и покорность.
Джотто до тонкостей передал бытовые детали: женщины закрыли лица чтобы не чувствовать царящий вокруг смрад, служитель уже начал разматывать саван Лазаря, два других склонились под тяжестью камня, которым был завален вход в пещеру. Одежды всех героев тщательно выписаны, туники ниспадают богатыми складками, цвета их яркие.
По евангельскому повествованию, на четвертый день после погребения Лазаря, которого Иисус очень любил, Христос пришел в Иудею. Сестры Лазаря, Мария и Марфа, умолили Иисуса воскресить брата, что он и сделал. В основных чертах эта картина следует традициям византийской иконографии.
Но Джотто концентрирует внимание на драматизме происходящего: с поражающей достоверностью передает он потрясенное восхищение и преклонение присутствующих, их удивление, возмущение и страх, с которыми они восприняли совершенное Иисусом чудо.
Драматизм нагнетается вокруг фигур Христа и Лазаря, стоящих в разных концах картины. Один излучает божественную силу и мощь, другой — серая кукла из мира теней. Взгляды и движения стоящих между ними пожилого мужчины и юноши противоположны по направлению и по выражаемым чувствам.
Юноша в бледно-зеленой одежде смотрит в лицо воскресшего, взглядом и всей своей фигурой выражая крайнее изумление; правая рука его, однако, протянута к Иисусу, как бы прослеживая направление исходящей от него животворной силы.
Изображенный резко в профиль пожилой мужчина в желтом плаще, стоящий возле Лазаря, непонимающе, почти вопросительно смотрит на Иисуса, но руки его направлены к Лазарю — он начинает развязывать погребальные пелены воскресшего. Справа ряд замыкают фигуры двух мужчин, стоящих за Лазарем, они закрывают лицо от смрада начавшего разлагаться тела. Перед ними двое юношей укладывают на землю каменную плиту, закрывавшую вход в пещеру-склеп.
На переднем плане изображены простершиеся перед Христом Мария и Марфа, по содержанию их фигуры представляют предысторию чуда, а в композиционном плане делают более тесной связь между Христом и Лазарем. За Христом стоят апостолы, на первом плане изображены оцепеневшие при виде чуда фигуры Иоанна и Петра. Каждый персонаж на картине написан как герой драмы, а их ансамбль создает неизвестную ранее в изобразительном искусстве эмоциональную наполненность, драматическую напряженность, усиленную красками и формами.