Анализ картины Михаила Ломоносова Полтавская баталия - Анализ картин
Анализ картины Михаила Ломоносова Полтавская баталия

Анализ картины Михаила Ломоносова Полтавская баталия

Михаил Ломоносов – любознательный естествоиспытатель, одаренный писатель и мудрейший философ не обошел стороной и такую важную сферу творчества, как изобразительное искусство. Он изучал свойства стекла и, пораженный необычайной красотой смальты – цветного стекла, увлекся изготовлением мозаичных полотен. Одной из таким способом созданных работ и является знаменитая «Полтавская баталия».

Для выкладывания мозаики ученому потребовалась помощь семерых рабочих и художника. Нанятый живописец подготовил картонную основу с изображением, так как Ломоносов не обладал навыками рисования. Но непосредственно саму работу с разноцветными стеклянными кусочками выполнял автор задуманного произведения. Результатом стало громадное панно приблизительно в 6,5 метров шириной и в высоту – около 5 метров. Изображало оно финальный эпизод сражения Полтавской битвы.

Летним утром 1709 года на левом берегу Днепра вспыхнуло противостояние между русским и шведскими войсками. Русскими командовал великий Петр I, подвиги которого особенно прославлял М. Ломоносов. Царь Петр представлен зрителям в изумрудном мундире, с саблей в руке, сидящим на вздыбленном скакуне, как бесстрашный полководец. Он выехал на поле боя, когда уже очевидна победа русского войска, но еще присутствует опасность для жизни.

Дабы уберечь государя от возможной гибели, ему преграждает путь простой солдат. Ломоносов нарочно в композиционном центре картины поставил этого солдата, желая показать таким образом значимость народа в битве, его отважный героизм.

Язык мозаики краткий и ясный. Цвета контрастные и глубокие. Фоном для насыщенной палитры алых, зеленых и синих мундиров участников сражения служит затянутый дымкой горизонт.

Спереди изображен Петр Великий на скачущей лошади верхов, лицом в половину профиля; облик нарисован с гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с самого лица блаженные памяти великого государя, каков есть восковой портрет в Кунсткамере, а красками писан с лучших портретов, каковы нашлись в Санкт-Петербурге, по выбору, величиною сидячий в сажень, а прочее по пропорции.

За государем бывшие тогда знатнейшие генералы: Шереметев, Меньшиков, Голицын, коих портреты взяты с имеющихся оригиналов.

Представлен Петр Великий в немалой опасности, когда он в последний раз выехал к сражению при наклонении в бегство Карла Второго; напепереди и назади генералы и солдаты, охраняя государя, колют и стреляют неприятелей.

Близко впереди гренодер со штыком, направленным в неприятеля, оглянулся на монарха, якобы негодуя, что так далече отваживается.

Позади лежит куча разных опровержений: шведская пушка с разломанным лафетом, лошадь и мертвый швед: изображаются тем следы побежденного неприятеля.

Далее в картине, за следующими генералами видны штандарты, трампеты и литаврщики, также и знамена полков российских.

Далее от переду, в середине картины изображены поверженные неприятельские трупы, обороняющиеся еще от наступающих россиян шведы, где сильная и густая стрельба производит великий дым, причем видны взятые в начале сражения шведами редуты с российскими и шведскими телами.

Еще подалее от переду представлен пленный шведский генерал, которого поднимают, дряхлого и унылого, окружившие российские солдаты.

В некотором отдалении изображен Карл Второй простой коляске; кругом его трабанты, из коих некоторые, поворачивая коляску назад, уговаривают спасаться бегством, но он, протягивая пистолет рукою вперед, еще к бою порывается; перед ним жестокое сражение россиян со шведскими трабантами.

На горизонте представляется город Полтава с дымом от пушечной пальбы.

По правую руку бегущие шведские полки и гонящие россияне, а по левую ретраншамент российский и выступившие из него полки, не бывшие еще в сражении.

Над картиною св. апостол Павел у писчего стола, в одной руке с пером, а другою рукою и лицеем оказывает благоговения и благодарения; под ним, на металлическом убрусе, написаны слова из послания, читающегося на Полтавскую победу: Бог по нас, кто на ны?

Величина картины — в ширину девять аршин, в вышину шесть аршин с половиною, а с Павлом-апостолом, что наверху, в выгибе — восемь аршин, а с рамками и с картушами — в ширину около двенадцати, в вышину около одиннадцати аршин.

В 1762-1764 годах в мозаичной мастерской М. В. Ломоносова и под его руководством была создана большая мозаичная картина «Полтавская баталия». Эта мозаика по сюжету представляла собой своеобразную переработку ряда картин иностранных художников, написанных на ту же тему и являвшихся своего рода историческими источниками. Исполнение же картины в мозаике осуществлялось исключительно руками русских мастеров.

«Полтавская баталия» Михаила Ломоносова представляет собой важный эпизод в развитии отечественной исторической картины не только в том отношении, что впервые в России воплощала сложный исторический сюжет в таком виде изобразительного искусства, как мозаика, и отличалась высокими декоративными достоинствами, но также и потому, что ярко выражала патриотические идеи, раскрывала огромную роль Петра I в завоевании победы над шведами.