Анализ иконы Андрея Рублева Апостол Павел - Андрей Рублев
Анализ иконы Андрея Рублева Апостол Павел

Анализ иконы Андрея Рублева Апостол Павел

Андрей Рублев – самый известный русский иконописец московской школы, чьими творениями восхищаются любители искусства и специалисты во всем мире. Мастер монументальной живописи 14-го века, Рублев был большой исторической и культурной фигурой, которую до сих пор окружают легенды и мифы. Около 1408-го года Рублев пишет апостола Павла – одну из двух икон деисусного чина.

Второй иконой стало изображение Апостола Петра, похожее по стилю и технике на данное произведение, что подталкивает на мысль об их общем авторе. История апостола Павла запутанна, но известна из Писания.

Человек по имени Савл, римлянин еврейского происхождения, был известен своими гонениями на христиан. Был ослеплен неземным светом, после чего ему явился Бог и наставил на путь истинный – пораженный этим чудом, Савл перестает гнать христиан и, вместо этого, присоединяется к ним.

Рублевский апостол Павел – это погруженный в глубокую думу герой. В его руках находится книга (изображение было утеряно со временем), как символ мудрости и знания, а главное – проповеди христианства.

Судя по документам конца XVII века и по размерам Успенского собора на Городке, Звенигородский деисусный чин находился в этом соборе и был девятичастным. Помимо трех сохранившихся икон в него первоначально входили иконы Богоматери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостола Петра, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Во время реставрационных работ 1969–1972 и 1983 годов в храме были обнаружены следы древних брусьев (тябл), на которых крепились иконы чина. Судя по результатам исследований тех лет, иконостас был установлен одновременно с выполнением росписей храма, вскоре после завершения его строительства, то есть около 1400 года.

Большинство авторов, основываясь на данных стилистического анализа, приписывали иконы Звенигородского чина самому известному древнерусскому художнику преподобному Андрею Рублёву. Все три сохранившихся образа обладают индивидуальностью интонаций: бесконечная мудрость и состояние свечения от всепрощающей любви Спасителя, кристальная ясность и чистота небожителя архангела Михаила, глубина созерцательности истинного философа апостола Павла. Все три иконы имеют уникальный по мастерству уровень письма, многослойного и сложного, включающего широкий арсенал приемов – от нежнейших плавей до пастозных, корпусных мазков.

Высокие художественные достоинства звенигородских икон позволяют сопоставить их с наиболее достоверными рублевскими произведениями – росписями Успенского собора во Владимире 1408 года и со «Святой Троицей». Вместе с тем комплексные исследования технико-технологических особенностей звенигородских икон, осуществленные в Третьяковской галерее в 2016–2017 годах, позволили выявить некоторые существенные различия в приемах между этими иконами и «Святой Троицей» Андрея Рублёва, так что вполне возможно, что Звенигородский чин был исполнен каким-то другим московским мастером или даже двумя мастерами.

После уверования, Павел был исцелен и крещен, что позволило ему посвятить всю свою жизнь проповеди христианской веры. Всего оставил после себя более десятка посланий. Неудивительно, что Рублев изображает такого деятеля с особым интересом. Взгляд Павла не обращен на зрителя, он смотрит в сторону и раздумывает над высшими мыслями.

Данная икона становится примером мастерства Рублева. Фигура прописана энергично и четко, характерно для мастера. Одежды апостола темные, по цветам подходящие к канону, и с прописанными в них глубокими складками.

Весь облик Павла показывает внутреннюю силу героя, его убежденность в собственной вере и важность мудрости мысли. Расположена эта икона в Успенском соборе, во Владимире, где долгое время работал Рублев.