Анализ картины Клода Лоррена Похищение Европы - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Клода Лоррена Похищение Европы

Анализ картины Клода Лоррена Похищение Европы

Мифология в работах пейзажиста Лоррена всегда была только некой отправной точкой, позволяющей привлечь внимание зрителя к совершенству природы. Вот и здесь история с похищением дочери финикийского царя служит обозначением сюжета, данью моде на античность и не более того. Фигуры действующих лиц слишком мелки и схематичны, чтобы обращать на них пристальное внимание. Главные действующие лица картины — это небо, море, деревья, горы…

Сюжет картины взят автором из греческой мифологии: однажды великий Зевс увидел прекрасную Европу – дочь царя Финикии. Решив похитить девушку, громовержец принимает облик белого быка и присоединяется к пасущемуся на берегу стаду. Не видя опасности, Европа садится ему на спину, и бык везет наездницу к морю. Окончания истории на картине нет, но автору полотна финал их путешествия не важен – его внимание целиком поглощено работой над пасторальной частью холста.

Живописец недаром прославился, как выдающийся мастер пейзажа – в картине центральная роль отведена природе, выразительному пейзажу в стиле художников Возрождения. Практически все пространство холста отведено морю, небу, холмам.

Стадо, пасущееся на берегу, девушки в нарядах античной эпохи, плетущие венки, – движение лишь оживляет передний план. Маленькие фигурки напоминают изящные фарфоровые статуэтки – настолько они миниатюрны на фоне окружающего ландшафта.

Интересно, что Лоррен не любил рисовать людей – он доверял их подрисовку на своих картинах другим художникам, а сам всецело отдавался работе над изображением любимой природы. К тому же, в столь любимом автором классицизме пейзаж в чистом виде считался «низким» жанром – законы стиля предполагали обязательное участие в картине живых персонажей.

Художник поразительно точно выстроил в картине цветовое решение: густой зеленый фон прибрежной полосы постепенно светлеет, переходя в голубой оттенок на дальнем плане картины, сливаясь с небесным простором. Границу между водой и небом отмечает маленький белый парус далеко у горизонта.

Темнота отодвигается от зрителя вместе с переходом к свету, фактически превращая плоское полотно в объемное произведение.

В «Похищении Европы» Клода Лоррена отображена мечта живописца об идеальном мире, в котором главное – гармоничное единение природы и человека, покой, согласие.

Чистое голубое небо накрывает картину, облака лишь подчеркивают чистоту голубого цвета, оттеняющего глубокий зеленоватый цвет моря и зелень берега. Виднеющиеся вдали горы манят своей величественной красотой, составляют самый дальний план работы.

Огромные деревья, на фоне которых люди выглядят маленькими и беззащитными, составляют основу «декорации» сюжета. Корабль, стоящий в гавани, добавляет в сюжет намек на скорое расставание Европы с родным краем. Позы изображенных людей неестественны, картинны и статичны. Они призваны лишь оживить пейзаж, создать ощущение гармонии, царящей в природе. Сама атмосфера работы полна умиротворения и покоя. Случится то, что должно случится. Только и всего.