Анализ картины Михаила Ларионова Петух и курица - Русские художники
Анализ картины Михаила Ларионова Петух и курица

Анализ картины Михаила Ларионова Петух и курица

Художник Михаил Ларионов был ярким, оптимистичным и неординарным человеком. Он воспринимал реальность под своим особым взглядом и сложным ракурсом. Это проявлялось, как в жизни, так и в творческих его фантазиях.

В начале прошлого века его очень увлекла теория лучизма, которой вскоре он посветил обучающую брошюру. Это способ изображения предметов при помощи прямых ярких лучей. В своем пересечении они способны образовывать в восприятии зрителя определенные формы.

Вдохновленный этой идеей живописец создал целую выставку своих работ, написанных в подобном экстравагантном стиле. Самой удачной из них можно назвать картину «Петух и курица», написанную в 1912 году. Она не поддается привычным законам живописи и предметности, а скорее построена на тонкой игре цвета и линий, искусно рассчитанных рукой мастера.

На этом полотне преобладают яркие оттенки красных и желтых цветов. С помощью них и нарисованы фигуры петуха и курицы. Большую часть полотна занимает петух. Его крылья широко расплавлены, это придает изображению экспрессивности и динамичности. Хвост пернатого, словно огненный шлейф, летящий за кометой, развивается позади него.

Курицу можно рассмотреть в лучах, расположенных в нижней части картины. Отчетливо виден только ее клюв и шея, расположение ее тела каждый зритель может представить по-своему. Фоном для них служат полосы холодных синих и сиреневых оттенков. Возможно, они символизируют небо на закате.

Период творческого становления Михаила Ларионова завершился именно лучистыми композициями. В них он нашел свою философию и смог воплотить самые смелые и авангардные замыслы. Его можно назвать первооткрывателем и новатором среди русских художников того времени.

Благодаря своей неповторимой манере исполнения живописец нашел своих последователей не только в России, но и за рубежом.

Большую часть полотна занимает сам петух, который стремится покинуть границы картины. Благодаря технике лучизма зритель ощущает движение на холсте: кажется, что птица только что встрепенулась и гордо расправила свои крылья. Также динамичность полотну придаёт смелость мазков, которые превратились в огненный вихрь перьев и отблески солнечного света.

На холсте преобладают яркие оттенки жёлтого, оранжевого и красного, за счёт чего создаётся эффект экспрессивности. А выразительность петуха обыгрывается благодаря контрасту с фоном, на котором смешались синие, зелёные и фиолетовый цвета.
Некоторые источники указывают на другое название картины – «Петух и курица». Самые изощрённые и правда могут заметить клюв и шею курицы в нижней части полотна. Но её расположение каждый волен представлять по-своему.

По сути, перед нами не петух и не курица, а лишь совокупность лучей, которые они отражают. В этом и заключается новаторская идея Михаила Ларионова.

Лучизм ознаменовал переход от предметной живописи к абстрактной. Теперь художник мог связать осязаемый реальный мир с духовным. «Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскалённом воздухе пустыни, рисующий в небе отдалённые города, озёра, оазисы, — лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой», — писал Ларионов.

Эта жизнестроительная сила художника будет подхвачена всем авангардом XX века. Но Ларионов заявлял, что его задача не утверждать новое искусство, так как после этого оно перестанет быть новым, а стараться двигать его вперёд.

Хотя сам художник и не считал изобретённый живописный метод своей наивысшей точкой в творчестве, всё-таки появление лучизма поставило его в ряд великих русских авангардистов, изменивших мировое искусство.