Анализ картины Эля Лисицкого Проун - Анализ картин
Анализ картины Эля Лисицкого Проун

Анализ картины Эля Лисицкого Проун

Проуны Лисицкого – некий переходный этап – от обычного художника до Малевича. Они есть игра с геометрическими фигурами, искусство сложное и основанное на поисках истока. В конечном итоге, все представляет собой геометрические фигуры, произвольно между собой соединенные. Голова – это шар, на плоскости круг. Дом это квадрат.

Человеческое тело включает в себя овалы, треугольники, круги. Все изначально выходит из геометрии – об этом говорит хотя бы то, что молодых художников учат, перед тем, как рисовать объект во всей его трехмерной красоте, сначала разметить геометрическую основу. Сделать голову шаром, шею овалом, туловище вытянутой трапецией со скругленными углами, и только когда фигура будет готова, строить из неё трехмерную женщину или трехмерного мужчину.

Проуны Эля Лисицкого – это поиск первопричины, очищение живописи от всех культурных наслоений, своеобразное её освобождение. Как кубисты проходили от трехмерных реалистичных изображений к изображениям плоскостей, а потом и одной плоскости, заполненной геометрическими фигурами, а потом обратно, так Лисицкий прошел их же путем.

Однако, если кубисты, пройдя свой путь, вернулись к реализму, обогащенные потусторонними знаниями геометрии, то Лисицкий никуда не вернулся, но вышел на стык живописи и архитектуры. Его проуны стали не просто игрой с геометрическими фигурами, но планами несуществующих зданий, сюрреалистичными подобиями существующей действительности. Так есть проун «Мост» и проун «Город».

Однако «Проун» к ним не относится – он представляет ранние эксперименты художника, когда он ещё не вкладывал в картины игры с трехмерностью, а насыщался простой геометрией. Круговой проун, вписывающий в себя квадраты и треугольники висит в едином космическом пространстве и именно своей игривой пустотой и не привязанностью к каким-либо физическим объектам он красив.