В картине «Аричча близ Рима», написанной Лебедевым за год до смерти, выражено чувство восторга перед природой Италии. Художник, привыкший к тусклым краскам северных краев, был потрясен многоцветным роскошеством красок Апеннинского полуострова. Любимым мотивом Лебедева в его итальянских пейзажах был изображение аллей, тропинок, петляющих среди деревьев, которые шатром смыкаются над ними, храня уютную прохладу. Этот мир словно создан для человека, ищущего покоя, неги и уединения.
По тропинке, вдоль оврага, поросшего кустарником, неторопливо идет итальянка. Ее красное платье словно повторяет цвет растущих вдоль дороги маков. На переднем плане слева изображен могучий дуб. Развесистая крона его образует живописную арку над открывающимся вдали видом небольшого городка, который расположился между озерами Альбано и Неми. Аричча расположен на месте древнего (доримского) селения Ариция. Среди золотисто-оливковой зелени дальнего плана видна церковь Санта-Мария-дель-Асунсьоне, построенная по проекту Джованни Лоренцо Бернини.
Лебедев не стремился нарушать устоев академической школы в композиционном построении своего полотна. В картине затенен передний план. Так создается ощущение некоторой театрализации мотива, его сценической выстроенности, что роднит пейзаж с классической образной системой. Но при этом художник идет по пути освоения пленэрной живописи, наполняя полотно светоносной воздушностью.
Лебедев постигает и осваивает природу света. Солнечные лучи уже не скользят по поверхности предметов, но проникают внутрь их. Они заставляют обретать золотистую прозрачность корягу на переднем плане картины, согретую солнцем тропинку и золотистые цвета дальнего плана с церковью и небом, которое будто выбелено знойным воздухом. Свет проникает и вглубь ствола дуба, наполняя его живым дыханием и жизнью.
Молодому талантливому художнику Михаилу Лебедеву было присуще редкое для многих живописцев качество – видеть и понимать в природе смысл ее тайных «божественных иероглифов», наполненных глубоким философским смыслом.
Художник перенес на холст свое постижение красоты природы. Картина напитана ароматами великолепной листвы деревьев, защищающей от раскаленного солнца. В ней олицетворено восхваление итальянской природы. Живописец сумел передать прозрачность воздуха, живописность деревьев, сохранив непогрешимость оттенков, единую согласованность, одухотворив все своим талантом.
Полотно изображает излюбленный мотив живописца – аллею, которая, как шатром, покрыта смыкающимися над ней деревьями. Этот лейтмотив повторяется
у него на многих картинах в разных версиях. Лебедев почувствовал и передал прелесть этой скрытой в парковой глуши аллеи, проникнутой солнечным светом, словно нарочно сотворенной природой для тех, кто стремится к уединению и безмолвию. Полотно написано в традициях романтизма, и изобильная итальянская природа отлично соответствует возвышенному представлению художника о красоте и идеале.
Лебедев с огромным эмоциональным напряжением и пластичностью представляет в своем пейзаже богатство и роскошь растительного мира. Он накладывает на холст густые мазки интенсивных ярких природных красок, сияние солнечных потоков, незримость воздуха. Картина несет в себе праздничное настроение, демонстрируя то, как сам автор умел радоваться прекрасному в мире и природе.
Художник раскрыл для русской пейзажной живописи закономерность соотношения теплых и холодных оттенков. Яркое солнце на картине высвечивает золотистыми лучами листву и делает ее теплой, а в тени, где отсвечивает небесная синева, она становится холодного изумрудного цвета. Песчаная дорожка в золотистых и оранжевых тонах, попадая в тень, приобретает голубизну. Лебедевская излюбленная композиция с затененной арочной аллеей приобрела на полотне светоносное воздушное наполнение благодаря лиричности светлых красок. Автор словно приглашает зрителей войти под сень столетней дубравы и уводит их в таинственные дали.
Деревья занимают почти весь холст, лишь сверху дан простор небольшому фрагменту неба. В пейзаж включена фигурка человека в остроконечной шляпе и ярко-красном плаще, обогащающем колорит картины. Но эта фигура имеет второстепенное значение, служит просто для оживления вида. Пейзаж построен на контрасте – сопоставлении световых пятен с тенью густых лесных зарослей.