Михаил Ларионов написал картину «Венера» в 1912 году. В то время он интересовался проявлениями народного творчества, детскими рисунками и предметами искусства древних культур. Поэтому в чертах лежащей обнаженной легко угадываются архаичные, упрощенные, где-то даже инфантильные стилистические ресурсы.
В изображении присутствует несколько цветов: яркий желтый, белый, детали зеленого и ярко-розового, а контуры фигуры сделаны красновато-коричневым цветом. Венера выписана Ларионовым со свойственной ироничностью и улыбкой. Она абсолютно абстрактна, это уже не человек, а символ, схема, хотя художник говорит нам – вот и грудь имеется, прорисована, и волосы, и перина. На заднем плане угадываются также схематичные существа, похожие на кошек.
Авторству Михаила Ларионова принадлежат несколько «Венер» – Венера и Михаил, Еврейская, Кацапская Венера, а еще турецкая, негритянская и т. д. Каждая из них эпатировала, становилась ответом тем, кто призывал художника отречься от авангардного течения, и вернуться к классическому искусству. Они стали символами перехода Михаила Ларионова от неопримитивизма к абстракционизму. Многие, в частности, Александр Бенуа, считали, что Ларионов еще может стать «художником с нормальным поведением», но «Венеры» послужили ответом на эти вопросы.
Несмотря на пренебрежительное отношение к женскому началу, у самого автора была муза и соратница – с Натальей Гончаровой он познакомился в 1900 году, когда учился в Московском институте живописи. Муж и жена – Ларионов и Гончарова – пройдут бок о бок весь путь авангардистов, будут и «Бубновый валет», и «Ослиный хвост», и «Синий всадник».