Анализ картины Константина Маковского Алексеич - Константин Маковский
Анализ картины Константина Маковского Алексеич

Анализ картины Константина Маковского Алексеич

Картина «Алексеич» впервые была показана экспонатом передвижной выставки, участником которых был ее автор Константин Маковский, в 1882 году и по праву была внесена в золотой фонд русской живописи.

Герой картины Константина Маковского – пожилой Алексеич, одетый небогато, но довольно прилично: немного потрепанный пиджак, белая рубашка и галстук-бабочка, устроивший небольшое чаепитие с самоваром. На его лице выражено умиротворение, глаза опущены или даже закрыты от удовольствия. Он пьет чай из небольшого блюдца, которое мы видим в его руках. Можно также предположить, что этот мужичек решил чаем подлечиться от простуды.

Другими немногочисленными элементами картины являются золотой самовар, пар от которого поднялся высоко вверх и заполнил все пространство; небрежно нарезанный хлеб, наполовину пустая банка варенья и сложенное полотенце на подносе; стол, покрытый потертой и местами прохудившейся скатертью. Во всем этом видится не бедность Алексеича или его небрежность, а его непринужденность и простота: этого горячего чая с вареньем вполне достаточно для его счастья.

Художник Константин Маковский был в свое время оценен по достоинству и являлся модным и высокооплачиваемым петербуржским портретистом, писавшим обычно в жанре академизма. Он писал красочные, просто волшебные женские портреты, которые позволили заработать ему целое состояние и жить роскошной жизнью. Но не меньше его интересовала и старина, что отражалось и в его творчестве и в обстановке его дома. И, конечно, множество картин было написано им в «русском стиле», который в 80-х годах 19 века был довольно моден и в Европе.

Порой он смотрел на жизнь предыдущие столетия несколько идеализированно, а со многими знакомым общался несколько свысока, но это все не влияло на его творчество, которое действительно достойно всех похвал.

Алексеич — образ характерный и типичный. Простой, скромный человек с положительным внутренним миром, живущий несложной, обыденной жизнью.

Разве не вправе такой ничем не приметный человек отвести душу после трудового дня и рассеять одиночество за самоваром? Недаром самовар прочно вошёл в народный обиход. За чаем восстанавливалось нужное спокойствие, велись оживленные беседы.

Старый слуга Алексеич ведёт беседу наедине с собой, он себе на уме, знает себе цену, умеет ублажить себя. От его прищуренных глаз растекаются тёплые лучики и лицо расплывается в располагающую улыбку. Возраст его, положение, внешний облик воссозданы с убедительной верностью.

Смело, непринуждённо, подлинно живописно лепит художник форму, модулирует черты лица. Как богат цвет и чудесно обобщена в тоне картина! Нельзя не любоваться обстоятельным, превосходно исполненным натюрмортом.

Только большому художнику даны такие возможности, да и у него подобные удачи бывают редки. Недаром эта картина является достойным украшением собрания Третьяковской галереи, постоянно привлекая внимание зрителей. Вещь, созданная по личному побуждению, не стесненная никакими требованиями, лишний раз убеждает, что сила таланта художника была велика и Маковский мог проявлять себя как истинный поэт в изображении душевного мира простого человека, мог коснуться сторон интимных, затронуть человеческие чувства (по мат-м искусствоведа Л. М. Тарасова).