Работа «Боярышня у окна» Константина Маковского написана приблизительно в 1890-е годы. Мы видим жанровую сцену быта хорошо обеспеченной дочери боярина.
Девушка облачена в традиционный костюм: длинная красная рубашка, поверх которой надето длиннополое платье, вокруг шеи обвит расшитый воротник. На голове модели – красивый кокошник. Лицо девушки здоровое, румяное, выражает спокойствие и достоинство.
Боярышня сидит на деревянной лавке в русской избе из деревянных досок. Перед ней стоит прядильный станок. Юная особа отвлеклась от ткацкого занятия, устремив мечтательный взгляд в окошко.
Маковский детально выписал все подробности внутреннего убранства дома. Вдоль дощатой стены виден изумительный резной узор, на его глянцевых изгибах естественно отражается падающий из окна дневной свет. Верхний угол занят иконой и горящей свечкой. Вся мебель и прялка выполнены с удивительным мастерством ручными мастерами.
Маковский избрал стиль романтизм для серии русских красавиц. Их поэтично красивые лица чернобровые, с густыми ресницами, румяные и цветущие молодостью.
Костюм девушки выглядит празднично и роскошно. Цветочные мотивы в одеянии, жемчуг, блеск золотых нитей гармонично обрамляет задумавшуюся особу. Именно такими хотел видеть русский художник женщин ушедшей эпохи.
Хотя большинство картин Маковского были проданы задорого за границу, «Боярышня у окна» по счастливому случаю попала в Нижегородский художественный музей.
Этот портрет – один из множества работ Маковского с аналогичным названием. Все они выполнены разными материалами, но все захватывающе прекрасны.
На картине изображена молодая, очень симпатичная русская девушка. У нее невероятно грустный взгляд, а в глазах виднеются слезы. Маленькие розовые губки крепко сомкнуты вместе. На девушке традиционная русская одежда, видно праздничная. Об этом свидетельствует несколько деталей: например, рубаха с пышными рукавами, на которых вышиты разноцветные цветы из ярких нитей. Такую вещь раньше надевали только по праздникам. Также на девушке – опашень — это длинное платье в пол со свободными рукавами.
Украшенный дорогими камнями и жемчугом ворот не пришит к платью, его надевают отдельно. Кроме ворота на девушке длинное, густо украшенное ожерелье с изумрудными вставками. На голове боярышни кокошник. Он отделан жемчужными нитями настолько обильно, что густые бусы закрывают лоб и брови.
Темные волосы заплетены в тугие косы и спрятаны за головным убором. Сзади на волосах девушки большие красные ленты, сплетенные в банты. Цвет лент свидетельствует о дороговизне ткани и материала: не каждый мог позволить себе алые ленты в косы.
В ушах боярышни – большие серьги с изумрудами, так и кричащие о знатном происхождении красавицы.
Константин Маковский отлично передал дух того времени через одеяние молодой богачки. Однако драгоценности девушку явно не радуют: наверняка она – боярышня на выданье.