Анализ картины Константина Коровина В саду. Гурзуф - Коровин Константин
Анализ картины Константина Коровина В саду. Гурзуф

Анализ картины Константина Коровина В саду. Гурзуф

Темпераментной кистью, брызгами красок писались его городские пейзажи и виды столь любимой им русской природы; его портреты и ноктюрны нежны и музыкальны, а натюрморты всегда сочны и полнокровны. Стихия Коровина – стихия настроения, безудержной эмоции, с которой исполнены все его произведения. Сам мастер признавался: «Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я».

Художник Константин Коровин родился в состоятельной купеческой семье, дед его был купцом первой гильдии. Однако семейное дело продолжать не захотел – молодого человека больше увлекала возможность писать картины. Три поездки в Париж вызвали у художника большой интерес к импрессионизму – практически все его пейзажи написаны под влиянием этого модного течения. Коровин много работал как театральный художник, и также имел недюжинный литературный талант. Когда потеря зрения вынудила его отказаться от художественной деятельности, Константин Алексеевич полностью посвятил себя написанию рассказов.

В конце девятнадцатого – начале двадцатого веков Крым стал буквально местом паломничества русских художников. Рисовать море и южную природу многие из них ехали именно сюда. Множество прекрасных живописных работ с видами Крыма – отличное тому подтверждение. Константин Алексеевич так сильно любил Гурзуф, что построил себе двухэтажный дом на берегу именно в этом месте. Поначалу художник приезжал на свою виллу только наездами, но позднее практически переехал в Гурзуф, покидая его только в самые жаркие месяцы. Дом был постоянно полон гостей. С его балкона было видно море, пустынные скалы и сад, заросший розами. Крымские розы присутствуют на многих полотнах Коровина.

Картина «В саду. Гурзуф» Константина Коровина – классический пример импрессионистского искусства. В первую очередь в пользу этого направления говорит сюжет – модели, залитые светом, на фоне пейзажа. Однако некоторые детали, скорее, свидетельствуют о присутствии популярного в те годы декоративизма на картине – яркие краски, изумрудные, пурпурные и насыщенно-фиолетовые оттенки в изображении природы. Лица персонажей в первую минуту можно принять за солнечные блики, богато разбросанные по всему полотну. Садовые скамейки являются логическим продолжением зелени деревьев и изогнутых ветвей. Картина носит двойственный характер – с одной стороны, идиллический, отчасти пасторальный сюжет, вызывающий ассоциации с райским садом; с другой стороны, безумный хаос цветовых пятен, создающий некоторое беспокойство.

Крым, наряду с любимыми Коровиным Парижем и имением Охотино, на протяжении нескольких лет становился местом отдыха и вдохновения. В 1910 году художник купил в Гурзуфе участок земли и 14-ти комнатный дом из белого камня, нареченный «вилла Саламбо». Свое экзотическое название вилла получила в честь одноименной балетной постановки А. Ф. Арендса, оформленной Коровиным в феврале того же года и имевшей успех на сцене Большого театра. На протяжении 1910-х годов на лето к Коровину приезжали близкие друзья и выдающиеся деятели культуры той поры, среди частых гостей бывали певец Федор Шаляпин и композитор Сергей Рахманинов.

Написанная Коровиным картина «В саду. Гурзуф» – живое свидетельство теплых встреч и интересных бесед, что наполняли их дни и вечера. Под сенью листвы уютно расположилась компания, бурно обсуждающая что-то. Белоснежные платья и костюмы от игры проступающего сквозь густую листву солнца становятся разноцветными, будто пульсируя в такт смеху и улыбкам. Теплый воздух летнего дня, спасительная прохлада тени, беззаботность и доброжелательность атмосферы невероятным образом гипнотизируют и вовлекают зрителя в уютную сцену так легко и сочно запечатленную художником.