Клод Моне был известнейшим французским художником, одним из отцов-основателей живописного импрессионизма. Главной целью этого направления было стремление научиться улавливать и передавать изменчивое состояние природы, ее неповторимость в каждый конкретный момент. Моне это удавалось как никому другому: больше всего он любил создавать пленэрные пейзажи, полные воздуха и солнечного света.
Излюбленной темой для творчества художника является тема природы, его пейзажи неповторимы и всегда настолько яркие, что изображенные на них люди, кажется, хотят слиться с этой природой, быть поглощенными ее дивными красками.
Картина «Дама в саду» Клода Моне написана на самом расцвете карьеры художника, поэтому изображение женщины настолько, красиво и вместе с тем неосязаемо. В более поздних своих произведениях художник совершенно отказывается изображать людей, отдавая главную роль природе.
Если сказать вкратце, то сюжет картины таков: Летний знойный день, лучи солнца пронизывают каждый листик дерева, изображенного на первом плане. Здесь же находиться прогуливающаяся девушка в кристально белом платье. Девушка и дерево расположены художником на одном уровне, что показывает его желание приравнять природу и человека, сказать, что они едины и потому оба прекрасны. Девушка любуется на клумбы с цветами и повернута вполоборота к зрителю, так, что ее лица не видно. И это правильно природа безлика, она в каждой травинке, и в каждом цветке, а также и в женщине, гуляющей под зонтиком.
Природа живет, она не просто замерла в тот миг, когда ее поместили на холст, она продолжила свою жизнь вне времени, и все также дает повод и девушке и всем, кому интересно искусство художника увидеть эти изменения. Картина светиться каждой своей точкой, а девушка настолько белоснежна, что сравнима не с человеком, а с лебедем, плывущим вдоль зарослей кустарников и деревьев.
Огромный парк, высокие кроны деревьев и маленькая девушка, которая любуется окружающим пейзажем – все это сам Моне, его душа, душа настоящего художника, способного любить и наслаждаться окружающим миром.
Одной из ранних картин является знаменитая «Дама в саду Сент-Адресс». В этом поместье жили родственники художника, он провел там большую часть детства. Поэтому Моне часто приезжал туда ради прогулок на свежем воздухе и творчества.
Моделью для картины выступила жена его двоюродного брата. Но в работе нет даже намека на портретный характер. Фигура женщины была нужна не сама по себе, а только для того, чтобы уравновесить композицию, показать единение человека с природой, а также продемонстрировать игру света и тени в складках белоснежного платья.
На холсте изображен тихий уютный уголок ухоженного сада. Яркий утренний свет расцвечивает пространство золотистым сиянием, делая все цвета еще ярче, чем они есть. На заднем плане представлены высокие, подпирающие небо деревья – их глубокая тень манит приятной прохладой. Ближе к зрителю расположены кустарники и небольшие цветущие деревца – они украшают сад, наполняя воздух головокружительным благоуханием и жужжанием пчел. Центр полотна занимает большая круглая клумба, усаженная красными цветами. Именно этим горящим алым ковром любуется женщина, стоящая к зрителю спиной. Ее белый наряд приятно контрастирует с окружающим буйством цвета, чуть приглушая звенящие аккорды красного, желтого, зеленого и розового. При этом, голубые тени, таящиеся в складках платья, гармонично перекликаются с кусочком лазурно-голубого безоблачного неба, выступающего из листвы в противоположном углу картины.
Клоду Моне удалось раскрыть особенности взаимоотношений света и тени на открытом воздухе. Мастер чутко подмечает, что освещенные участки приобретают теплый оттенок, а погруженные в тень — холодные. Хотя художники, писавшие свои картины в студии, делали ровно наоборот – использовали теплые коричневатые тени и холодные участки света. Благодаря этому, «Дама в саду» считается настоящим живописным прорывом и новым словом импрессионизма.