Анализ картины Константина Коровина Гурзуф - Коровин Константин
Анализ картины Константина Коровина Гурзуф

Анализ картины Константина Коровина Гурзуф

Картины Коровина наполнены удивительной жизнеутверждающей философией автора. Он считал, что живопись должна радовать и вдохновлять, поэтому не нужно переносить в работу свои личные трагедии.

Именно по такому принципу написана «Пристань в Гурзуфе». Художник прибыл в этот городок на побережье Черного моря из-за несчастья с сыном – он попал под трамвай и потерял стопу. Но полотно ничем не намекает на семейные проблемы автора. Напротив, выполненное в энергичной импрессионистической манере, оно полно жизни и солнечного света. Глубокие объемные мазки добавляют произведению глубину и динамичное движение.

Его картина «Гурзуф» принадлежит к так называемому «крымскому» периоду творчества. В Гурзуфе у Коровина была дача, где тот очень любил отдыхать и писать картины. Известно несколько картин с аналогичным названием – «Гурзуф».

Одна из них была создана в 1917 году. Здесь художник изобразил буйную и яркую природу южного приморского городка. Это полотно буквально ошеломляет обилием цветов и пестротой. Это особенно удивительно, если вспомнить, в какое сложное для страны время писалась эта картина. Но художник не изменил своим художественным принципам в угоду требованиям эпохи.

С первого же взгляда на картину можно узнать характерную коровинскую манеру изображения: широкие, яркие мазки, от которых немного рябит в глазах. Поэтому на полотно лучше смотреть с некоторого расстояния. Только тогда ее можно по-настоящему увидеть и оценить по достоинству.

В картине «Гурзуф» Константина Коровина композиция выстроена по диагонали. В левой нижней части мы видим многоцветный газон, на котором растут два молодых деревца. Кроны изображены немного небрежно, кажется, что листья вот-вот отлетят, подхваченные порывами южного ветра. Тонкие стволы деревьев устремлены вверх, добавляя картине легкости и движения. Эту же устремленность ввысь повторяет и конусообразное дерево, растущее по другую сторону от вымощенной светлым камнем дорожки.

Эти деревья на переднем плане картины как бы ограничивают полотно по бокам, придавая композиции своеобразную камерность и законченность. С правого края в центр ведет дорожка, словно залитая солнцем. Она упирается в ярко-бирюзовую арку, за которой виднеется сапфировая гладь моря. Параллельно диагонали тропинки идет линия горных хребтов, которые художник окрасил в загадочный фиолетовый оттенок.

Несмотря на наличие в картине перспективы и разных планов, в целом полотно Коровина немного напоминает яркую и красочную театральную декорацию. Но эта театральность совершенно не мешает наслаждаться сочностью и живостью красок, которыми пронизан этот шедевр изобразительного искусства.

На картине изображена набережная курортного городка. На первом плане – береговое кафе. Его деревянные балки источают накопленное тепло ласкового крымского лета. За столиком на веранде сидит изящная дама в легком белом платье и шляпке с цветами. На столе перед ней стакан с лимонадом и яркие разноцветные бутылки. Два стула, стоящие рядом, чуть отодвинуты – как будто ее спутники ненадолго удалились и вот-вот вернутся, чтобы продолжить приятную беседу.

На заднем плане – пристань, на ней настоящее людское столпотворение. Возможно, это встречающие, ведь в гавань только что прибыл большой парусник. Его огромные белые паруса – символ новых открытий и путешествий, в которые еще предстоит отправиться.

Еще дальше – высокие горы, они будто обнимают эту уютную гавань и городок, уходящий вверх контрастными мазками белых домиков и сочной зелени.

Небо на полотне – словно отдельное измерение. Оно живет и движется, переливаясь самыми невероятными оттенками, от антрацитово-серого до нежно-сиреневого, с грозовыми нотами.

Вся картина наполнена светом, надеждой и удовольствием простой размеренной жизни. В ней нет места войне, которая разразилась на Черном море в октябре 1914.