Анализ картины Алексея Саврасова Волга. Дали - Алексей Саврасов
Анализ картины Алексея Саврасова Волга. Дали

Анализ картины Алексея Саврасова Волга. Дали

Художник написал большое количество картин и набросков, где главным действующим лицом была великая русская река – Волга. Мастер лирического пейзажа, Саврасов любовался рекой в любое время года. Каждый пейзаж, это, прежде всего, пойманный миг, окрашенный своим настроением и эмоциями.

«Волга. Дали» Алексея Саврасова написана в стиле реализма, но уже приобрела черты течения символизма, когда пренебрегают малозначительными деталями, но акцентируют внимание на главном. Первым впечатлением становится восхищение размахом и разноплановостью.

Автор картины «Волга», Алексей Саврасов (1830—1897), родился в семье московского мещанина, позже записанного в книгу купцов Гончарной слободы, Кондратия Саврасова. Рисовать он полюбил уже в раннем детстве, и работы юного художника по низкой цене охотно покупали торговцы.

Вопреки желанию отца, мечтавшего, что сын станет его помощником, и считавшего живопись неприбыльным и бесполезным делом, Саврасов с успехом окончил Московское Училище живописи и ваяния. Его учителем был пейзажист Карл Рабус. В 1850 году был удостоен звания художника за картину «Вид Московского Кремля при луне».

А в 1854 году, в год окончания училища, Саврасов представил две картины на выставке Академии художеств и получил звание академика.
Одну из этих работ — «Вид в окрестностях Ораниенбаума» — приобрел Павел Третьяков. Эту выставку посетила великая княгиня Мария Николаевна. Для своей личной коллекции она приобрела картину Саврасова «Степь с чумаками вечером», чем удивила даже преподавателей Академии.
В 1862 году Саврасов путешествовал за границей, художник побывал в Лондоне на Всемирной выставке, во Франции, Швейцарии и Германии. С 1871 года он по большей части работал в Москве, участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок. Писал окрестности Москвы, много работал на Волге.
В этот период была написана одна из самых известных картин Саврасова — «Грачи прилетели». Художник Александр Бенуа писал об этой работе:
«Грачи прилетели» — чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского!»

В этот же период была написана и представленная в экспозиции картина «Волга». Работы Саврасова выставляли на всемирных выставках: в 1873 году — в Вене, в 1878 году — в Париже. В 1882 году — на Всероссийской выставке в Москве.

В конце 1870-х годов Саврасов начал много пить, и вскоре был уволен из Московского училища живописи, где преподавал. 26 сентября 1897 года художник скончался в больнице для бедных на Хитровке и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Чувство единения с природой и тихая любовь к родным краям, желание прикоснуться к источнику жизни и поклониться разливам матушки – Волги.

Приглушенные тона, можно сказать, почти монохромность картины подчеркивает единство настроения с природой. Клубящиеся тучи почти полностью закрывают небосвод, тревожат душу и тонут, отражаясь в воде. Неторопливый бег реки, мелкие волны и темнота глубины зовет с собой, за горизонт, где русло расширится еще, пряча берега в туманной дымке.

Небольшой песчаный плес длинным языком вытянулся почти к середине реки. Волны задумчиво облизывают берег, покачивая на воде крикливых чаек.

Пологие берега мягко перетекают из низин в невысокие холмы, поросшие разнотравьем. У берегов вода светлеет, россыпь некрупных камней создает причудливый рисунок на песке.

Основной темой картины стала природа, созвучная человеческим чувствам. Непредсказуемость воды и порывов ветра, пригибающего к земле травы и низкие кусты, отражение облаков в изменчивых потоках и пойманный момент широты и свободы.