Саврасов формировался как художник в то время, когда пейзаж как жанр лишь только становился в русской живописи. Передвижники были первооткрывателями. А стать ими было очень сложно.
В ранних пейзажах живописца пейзажи еще наполнены невероятным духом романтизма. Хотя уже в это время можно почувствовать в нем истинного реалиста.
Мы видим на картине Алексея Саврасова Закат над болотом те черты, которые были присущи пейзажам Средней России. Это ощущается не только в типе самой местности, но и особом очаровании необъятных равнин.
С 60-х годов Саврасов формируется как реалист. Он уже четко представляет. Какие задачи и методы должны быть у подобных пейзажей. В 1862 году живописец увидел английские пейзажи, которые произвели на него невероятное по силе впечатление.
Жанр пейзажа в русской живописи впервые был облюбован именно передвижниками, и поэтому Саврасова можно назвать своего рода первооткрывателем. Раннему Саврасову-пейзажисту свойственно неприкрытое романтизирование сюжета, и данное полотно лучшее тому доказательство.
Картина изображает обыденный для средней полосы России вид – бескрайние просторы, равнина, покрытая неровными контурами болот. Однако живописец смог создать из простого сюжета картины необычайные красоты и торжественности.
Болото мастер изобразил в то время суток, когда солнце почти село за горизонт и только красные всполохи ещё освещают водную гладь. Этот свет заходящего солнца волшебным образом подсвечивает каждую деталь.
Голый пейзаж, где нет деревьев и прочей зелени, при этом не лишён динамики и движения – эту проблему решил художник силами небесного пространства. Небо затянуто тучами, которые низко висят над болотом, при этом их расположение указывает на ветер. В этом и была величайшая сила Саврасова-художника – подметить в обыденном частичку удивительного и прекрасного, чтобы потом суметь рассказать об этом зрителю.
Перед нами обычное болото, которых в Средней полосе нашей страны достаточно много. Казалось бы, картина совершенно обыденна. Но при всем этом художник наполняет ее абсолютно новым звучанием. Закат особым образом подсвечивает каждую деталь. Зритель видит невероятно грандиозную картину, в которой соединено множество оттенков. Преобладающие мрачные оттенки не создают гнетущего впечатления. Мы явственно ощущаем, что уже совсем скоро начнется гроза.
Розовые отсветы предвещают сильный ветер, а пока они становятся яркими пятнами картины, которые несколько оживляют ее. Саврасов смог ощутить невероятную силу простой картины природы, которая невероятно сильна в своем особом очаровании.
Казалось бы, ежедневные обычные пейзажи начинают звучать совершенно иначе, стоит лишь взглянуть на них под определенным углом и подметить нечто торжественное в каждой малозначимой.
На первый взгляд, детали. Художник не просто созерцает картину природы, он передает собственное настроение и вкладывает в пейзаж свое особое его видение.