Шишкин, Левитан, Коровин, Саврасов… Великие имена, которые воспели всю красоту России и не только. Часто эти художники путешествовали по Европе или же совсем рядом по Кавказу. Тот же Левитан с удовольствием на своих полотнах изображал горные хребты кавказских просторов.
Саврасов как видно тоже не смог устоять перед соблазном изобразить нечто горное. И вот оно – пейзаж, который по своему великолепию не уступает ни одному из его полотен или полотен его коллег. Тут есть всё: и горные перевалы на фоне, и вечные дубы на берегу водопада. Водопад – главная сила природы гор. И как точно сумел художник уловить игру света воды и солнца.
Картина «Водопад» Алексея Саврасова, в основе которой, скорее всего, лежат натурные наблюдения, отсылает к романтическим образцам уже самим мотивом – бурный ручей, низвергающийся по камням, словно выхвачен лучами яркого света, льющегося из глубины ландшафта. Этот свет бессилен развеять сумрак обступающей ручей лесной чащи. Огромные валуны и нависшие над водным потоком ветви старых деревьев заполняют собой первый план, погруженный в глубокую тень и насыщенный по классической традиции многочисленными, тщательно выписанными деталями.
С одной стороны, в пейзаже Саврасова узнаются мотивы, характерные для голландского мастера XVII века Якоба ван Рёйсдала, чьи произведения выступали эталонами для нескольких поколений русских пейзажистов. С другой – он напоминает о сюжетах швейцарского пейзажиста середины XIX века Александра Калама, высоко ценившегося профессионалами и любителями живописи той поры. Очевидно здесь и влияние английских последователей Джона Констебла. Изучая их работы во время пребывания в Лондоне, Саврасов, по его собственным словам, «сумел извлечь большую пользу». Правда, от самого Саврасова зрители в конце 1860-х годов ожидали уже отечественных видов, и не случайно «Водопад» стал одной из последних работ мастера, наглядно отразившей художественный опыт, приобретенный во время учебы и за рубежом.
Полотно где-то почти тёмное, а где-то совсем уж светлое. Это удивительное умение не переборщить, найти золотую середину в изображении наверно самого сложного элемента в картине – света и тени. Эта филигранность поражает. Но самое удивительное на этом полотне – ощущение шума водопада. Такое впечатление, что слышишь его жизнь, слышишь его равномерное и даже монотонное звучание. Это как вечный мотор.
Саврасов один из тех великих пейзажистов, который практически никогда не забывал прорисовывать детали. Взгляните на камни, как они чётко и в то же время не совсем ярко прорисованы. На самом деле это они главные персонажи полотна, потому что не было бы их, не было бы самого водопада. Перед нами бы просто протекал весёленький такой горный ручей и ничего более… Но тут водопад, со своей мощью, со своей историей, со своей жизнью.
Но стоит вернуться к светотеневому оформлению. Оно выполнено чётко композиционно, по центру полотна. Это самое яркое световое пятно. Потом оно просто дало возможность хорошо оттенить остальное и выгодно показать то, что в тени. В первую очередь – берега водопада, которые достаточно интенсивно наполнены зеленью. Оно и понятно, вода и растения взаимосвязаны.