Зимние пейзажи в творчестве Саврасова занимают особое место. Зима в картинах художника настоящая, русская и правдивая до такой степени, что смотря на картины, кажется, выдыхаешь морозный воздух.
Вообще то Саврасова считают одним из создателей русского, а точнее русского романтического пейзажа, что безусловно подтверждается работами художника.
Картина зима Алексея Саврасова выделяется как среди зимних пейзажей, так и среди пейзажей романтической направленности. На картине много и много снега. Он везде, и при долгом просмотре произведения глазам становится так же больно, как и на природе зимой.
Деревья в «серебряном» плену и вокруг сковывающая тишина, тишина мороза. Все как будто застыло в зимнем безмолвии, которым хочется наслаждаться, не замечая, что это всего лишь иллюзия, которая возникает благодаря мастерству художника.
Небо на картине зимнее, и вместе с характером печного дыма, который валит из трубы домика, не обещает улучшения погоды.
Благодаря мастерству Саврасова в прорисовке, в картине «Зима» четко выделены детали, что при просмотре произведения создает ощущение его объемности.
Картина написана в сложный для художника период. Он пережил крушение семейной жизни и успокоение находил лишь в пьянстве. Только изредка мастер радовал публику по-настоящему удачными работами.
Узкая зимняя дорога разделила пейзаж на две неравные части. Слева остался лес, несколько молодых березок у обочины и прутья кустов. Справа — пустота, если не считать два безжизненных ствола и молодую сосну. Снег выглядит рыхлым и в цветовом решении лишен морозной свежести. Перед нами оттепель. Убегающая дорога в перспективе сливается в одну неглубокую колею и пропадает, не достигнув горизонта. Где-то вдали река, покрытая льдом. Она скорее угадывается в пейзаже, «просится» в композицию.
Большая часть полотна в этой работе отдана небу. Десятки оттенков синего, сдобренные зеленоватыми нотами, создают удивительный эффект тяжести, гнета. Еще минута и на землю посыплется снег, а может и дождь, который начнет разрушать неустойчивый зимний порядок. Словно старое одеяло, неровное, лоскутное, накрыло небо и лес, и березки на обочинах, и неуверенную дорожную колею. Цветовой переход от светлого к грозовому синему и снова к белому, создает иллюзию темной полосы, перечеркнувшей работу вдоль. Темные облака и создают ощущение напряжения в картине.
За долгие годы хранения в запасниках, картина изменила изначальный цвет. Но идея автора угадывается. Зритель чувствует атмосферу недоброго предчувствия, неясную тревогу, волнение. Березы становятся похожи на человеческие фигуры, разлученные дорогой. Драматизм пейзажа дополняет хрупкая молоденькая сосна рядом с мертвыми стволами, ненатурально параллельными, лишенными веток.
Стоит вспомнить непростую судьбу художника, смерть троих детей, чтобы аллегория стала полностью понятной. Автор в уголке зимней русской природы увидел свою собственную жизнь. Композиционно работа построена так, что художник смотрит на изображаемый пейзаж с левой, «мертвой», стороны. Тем самым давая понять, что сам он теряет смысл и цель своего существования.
Работа напрочь лишена какой бы то ни было «красивости». Не испытывает мастер умиления, глядя на зимнюю дорогу. Пораженный созвучию со своим внутренним настроением, он пытается поделиться со зрителем своим открытием.
В этом уникальность работы, ее несомненная ценность, позволяющая считать ее одним из самых талантливых русских пейзажей.
В картине можно видеть несомненно удачное композиционное строение, отлично передана фактура подтаявшего снега, умело подобрана палитра. Несмотря на это, создается ощущение некоторой незаконченности, незавершенности, этюдности полотна.
Время написания картины точно неизвестно. Неизвестно также, как долго работал над ней автор, возвращался ли к ней после завершения. С другой стороны, именно эта незавершенность, возможно, и придает работе весь драматизм и удивительно насыщенную атмосферу.
На картине покосившийся домик (картина без искусственно воспроизведенных идеальных элементов) является естественным и характерным для периода творчества художника.
Благодаря этой естественности, которая его удачно вписывает в общий фон картины, домик как бы отдает уютом и теплом. Опять же благодаря четким контурам кровли домика и плетеной изгороди создается ощущение личного присутствия.
Вообще то, такая детализация требовала много труда. Но детализация достигнута не только трудолюбием, но и пониманием сути цвета со сторон автора. Касаясь цветов, следует отметить, что у картины очень удачная цветовая гармония. Эффект детальной прорисовки в совокупности с удачным сочетанием цветов сделали картину одним из образцов зимнего пейзажа в русской живописи.