Анализ картины Алексея Саврасова Разлив Волги под Ярославлем - Алексей Саврасов
Анализ картины Алексея Саврасова Разлив Волги под Ярославлем

Анализ картины Алексея Саврасова Разлив Волги под Ярославлем

Алексею Саврасову в становлении своей творческой индивидуальности было непросто, поскольку на тот момент пейзажный жанр живописи в России только развивался, а обозначить себя на этой площадке стоило больших трудов. Однако ему удалось выявить свой индивидуальный подход к написанию пейзажей, что отчетливо просматривается в картине «Разлив Волги под Ярославлем».

Свои поэтические способности художник обрисовывал в картины, тем самым вдыхая в них нотки романтизма и души. Он прекрасно чувствовал пробуждение природы от зимней спячки, ее раскованность и распускающуюся красоту. Любимым месяцем художника был именно Март, наполненный неподдельной чистотой первых цветов и постепенно тающим снегом. Он считал, что истинной красотой является та, которую видишь сквозь обычные вещи, складываешь в уме. Сравнивая это высказывание с месяцами в году, он обратил внимание на Май, когда буйство красок вокруг порой обжигало взгляд.

Касаемо данной работы Алексея Саврасова Разлив Волги под Ярославлем, здесь зритель наблюдает просторы, выдержанные в одной гамме цветов. Излюбленная река творца в данном случае затопила несколько деревень, небрежно расплескавшись вокруг. В небе можно заметить стаю птиц, возвращающихся на юга после мрачной зимы. По мнению Саврасова птицы являются непосредственным

Поэтически изображая поля и леса, они наполнили их образы социальным смыслом, оставаясь и в области пейзажа художниками-демократами. Саврасов был одним из первых создателей реалистического пейзажа. Раньше и полнее своих современников выразил он главнейшие его черты в картине «Грачи прилетели». В избираемых им простых мотивах, в тонкой и одновременно сильной живописи мастер с глубоким поэтическим чувством, как никто другой, раскрыл душу русской природы, ее мягкое очарование.

«С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Саврасов создал русский пейзаж», писал в некрологе на смерть любимого учителя И. И. Левитана. Весна 1871 года была особенно счастливым и плодотворным временем для художника. Получив отпуск в Училище, где он руководил пейзажным классом, Саврасов несколько месяцев жил на берегах Волги, где и написал «Разлив Волги под Ярославлем». В картине непосредственно выражена драматическая связь жизни человека с жизнью природы. Величественно и прекрасно весеннее волжское половодье. Торжественно плывут льдины по разлившейся на версты реке. Но стихия несет людям и тревоги. И люди отважно борются с ней. На утлой лодочке они пробираются сквозь льдины к затопленному поселку.

Также художник изобразил лодку с людьми, которые стараются добраться до места пожара вдалеке, а мимо них проплывают небольшие глыбы льда. Зритель, всматриваясь в картину, получает ощущение невообразимого величия Матушки-природы, которая так громко и отчетливо заявляет о себе с помощью необузданной стихии. Большую площадь занимает горизонт и небо на полотне. Оно олицетворяет некий протест на реакцию людей по поводу наводнения. Таким образом в работе присутствует гармония противоборствующих эмоций и чувство приближающегося тепла.