Картина Алексея Саврасова Проселок - Алексей Саврасов
Картина Алексея Саврасова Проселок

Картина Алексея Саврасова Проселок

Картина великого русского художника-импрессиониста XIX века Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» была написана в 1873 году. На полотне изображена простая и чарующая русская земля, омытая только что прошедшим дождем трава и размытая дорога. На первом плане картины зритель видит только болотистую местность, тогда как вдали ему открываются деревья и даже золотое пшеничное поле. Небо застилают тучи, но это совсем ненадолго, из-за них уже совсем скоро готово появиться солнце, чтобы летними жаркими лучами иссушить промокшую землю.

Полотно «Проселок» Алексея Саврасова исполнено спустя два года после написания «Грачей», но в нем художник еще более углубляет свое понимание задач русской пейзажной живописи. Безусловно, сама манера исполнения работы отсылает к виденным во время путешествия по Франции в 1860-е годы картинам мастеров «барбизонской школы»: Камиля Коро, Шарля Добиньи. В пейзаже Саврасова также возникает не скованная ничем свобода письма и энергия фактурной живописной пластики, словно предшествуя импрессионистическим приемам в изложении русского художника.

«Проселок» изображает небольшой отрезок дороги с раскисшей от влаги землей на обочинах. Саврасов вдохновенно, с большим чувством цвета пишет грязь – сюжет неприглядный. Но сколько поэзии в этих красно-коричневых, перламутрово-серых переливах краски, облагороженных островком изумрудной зелени травы, едва проступающей сквозь безбрежное пространство дороги. Дорога, путь всегда были символом пути человеческой жизни, судьбы. Неслучайно пространству земного художник оставляет лишь треть холста, подчиняя дольное, бренное господству Неба, олицетворяющего Бога. Для христианского миропонимания это крайне важно. Высокое голубое небо с пышными, жемчужного цвета облаками, обрамленными предзакатным сиянием солнца, – Торжество и Красота Духа, Господь, Вера. Даже в самом малом, порой безобразном, есть луч, согревающий своим теплом и поддержкой. Каким бы ни был человек, его мирское существование, в его душе всегда есть место Свету.

Картина «Проселок» Саврасова, ее глубочайший христианский смысл незаслуженно обделены любовью и признанием, а живописно-пластическое решение работы позволяет отнести ее к одним из величайших шедевров русской кисти.

В правой части картины художник изображает кусочек холма, как бы приглашая зрителя заглянуть за холст и продолжить свой дальнейший путь в тиши и спокойствии проселочной дороги, рассветного неба и свежести мокрой травы. Картина находится, словно в туманной дымке, и только вдали проглядывается голубеющее небо, и наблюдаются явные признаки наступающего дня, который грозит быть солнечным и теплым.

Полотно одновременно и успокаивает, и навевает воспоминания о только что прошедшей грозе, отблески которой еще отражены в лужах на проселочной дороге. Несмотря на то, что сегодня картина является одной из эпохальных в творчестве художника, сам он был ею разочарован и не испытывал большой гордости за проведенную работу.

Может быть, поэтому он с такой легкостью подарил «Проселок» своему другу И. Прянишникову, в закрытой домашней коллекции которого она и оставалась на протяжении долгого времени, будучи представлена зрителю только в 1893 году, то есть всего за несколько лет до смерти самого художника. Как ни странно, картина понравилась и даже заслужила немало похвал, хотя ее и сравнивали с полотнами более характерными для другого художника-пейзажиста – Федора Васильева, от чего автор был не в восторге, отстаивая первенство на идею до самого конца.