Анализ картины Алексея Саврасова Хоровод в селе - Алексей Саврасов
Анализ картины Алексея Саврасова Хоровод в селе

Анализ картины Алексея Саврасова Хоровод в селе

Саврасов – это один из великих художников 19 столетия. Он оставил неоценимые работы для нашей страны. Становление его творчества пришлось на рассвет пейзажного жанра в России. Первооткрывателям всегда тяжело. Один не верный шаг и о тебе навсегда забудут, как деятеле искусства.

Но Саврасов, как и Шишкин смогли не только отразить в своем творчестве любовь к родным мотивам, но и донести это до зрителя.

На сюжеты их полотен написано множество стихов и прозы. Эти художники воспевали красоту русской природы и силу души наших людей.

Алексей Кондратьевич Саврасов – своеобразный поэт деревни. В каждом взмахе кисти читается любовь к родным просторам. В его творчестве есть немало картин, посвященных бесхитростным радостям сельской жизни – «Сельское кладбище в лунную ночь»(1887), «Окрестности села Михайловского Псковской губернии» (1880-е), «Радуга» (1875) и многие другие. Однако, картина «Хоровод в селе» сильно выделяется из ряда работ талантливого художника. Дело в том, что большинство пейзажей Саврасова либо намекают на присутствие человека, либо показывают едва приметный, далекий силуэт человеческой фигуры. Главным героем картин Алексея Кондратьевича в основном является природа. Картина «Хоровод в селе» уникальна тем, что главную роль в сюжете играют именно люди, а не природа.

С тем же усердием, с которым обычно художник прорисовывает каждый листик и каждую травинку, изображены нарядные жители деревни в праздничный день. Молодежь здесь веселится и танцует в лучших нарядах, в центре лихо отплясывают главные заводилы. На завалинках на солнышке греются те, что постарше. Скамейку заняли кумушки, по одному их только виду понятно, что разговор их не умолкает ни на минуту. И хоть мы не видим лиц, по каждому движению понятно, что эти люди улыбаются – они рады и празднику, и хорошей погоде, и замечательной жизни. Старики улыбаются своему лихому прошлому, глядя на молодых ребят. Каждый сантиметр картины наполнен радостью, простой, незатейливой, и от того такой искренней.

Природа здесь, играет второстепенную. Но далеко не последнюю роль – гармония, в которой человек соседствует с ней, заметна в каждой детали. Так, например, старики сидят на берегу ручья, возможно именно в нем вся деревня черпает воду. Крепкие избы и телега рядом с домом говорят о хорошем здоровье и трудолюбии жителей села – они умеют хорошо работать и славно отдохнуть. Цвет крыш и неба перекликаются друг с другом, составляя единое целое полотно. Цвета, как это часто бывает у Саврасова. Не кричащие, а словно пыльные, с налетом времени. Они приятны глазу и просты к восприятию. Детальная прорисовка героев в движении придает картине реалистичности – при долгом просмотре кажется, что танцующие вот пустятся в пляс.

Полотна Саврасова известны каждому в нашей стране. Картину «Грачи прилетели» мы знаем еще из школьного курса литературы. Работа «Хоровод в селе» показывает зрителю простую сельскую жизнь прошлых столетий. Молодые парни и девушки проводили свое время, водя хороводы, пели песни, прыгали через костры.

Пожилые люди сидели и радовались на веселых ребят, вспоминая свои молодые годы. Одежда русских людей была простой, но очень красивой. Каждый женский сарафан или мужской кафтан был вышит узорами ручной работы. Все они были не похожи друг на друга. Одежда была скромной, но очень милой и яркой. Девушки плели венки, а юноши занимались резьбой по дереву. Все в этой жизни было просто и романтично.

Саврасова переполняла любовь к русской культуре и природе. Его полотна греют душу и заставляют печалиться о временах, ушедших без возврата. В тех временах, где не было агрессии, завести и злости. Саврасов умело передавал настроение на своих полотнах. Его примеры в живописи делали сюжет реалистичным.

Саврасов оставил нам свое творчество, чтобы мы могли понять, как прекрасна была жизнь в русских селениях.

Полотно находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее. Москва.