Анализ картины Евгения Лансере Императрица Елизавета Петровна в Царском селе - Анализ картин
Анализ картины Евгения Лансере Императрица Елизавета Петровна в Царском селе

Анализ картины Евгения Лансере Императрица Елизавета Петровна в Царском селе

Евгений Евгеньевич Лансере — художник разносторонний. Автор монументальных росписей и панно, украшающих станции московского метрополитена, Казанский вокзал, гостиницу «Москва», пейзажей, картин на тему из русской истории XVIII века, он вместе с тем был замечательным иллюстратором классических произведений русской литературы («Дубровский» и «Выстрел» А. С. Пушкина, «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого), создателем острых политических карикатур в сатирических журналах 1905 года, театрально-декорационным художником.

Автор монументальных росписей Евгений Лансере с юных лет посещал Царскосельский парк, рассматривая архитектуру Екатерининского дворца изучал ее. В своей картине «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе» ему удалось передать эпоху Елизаветы Петровны. Размер полотна (бумага на картоне) 43,5х62 см.

В картине передана атмосфера того, насколько торжественно выходит двор и свита Елизаветы Петровны в загородной резиденции. Мы словно видим некое театральное представление перед зрителями. Тучная императрица Елизавета Петровна величественно и царственно проплывает мимо зрителей. Длинный шлейф императрицы старается торжественно нести арапчонок, который затерялся среди роскошно одетых придворных. За ней следует ее свита – дамы и кавалеры, которые также разодеты в пышные наряды, на них надеты напудренные парики.

Глядя на картину мы можем попытаться раскрыть все характеры и типы изображенных на ней людей, читая их позы, жесты и лица. Лансере изобразил не только надменные лица чопорных придворных, мы замечаем еще и приниженные, робкие взгляды. Автор пытался показать некоторый гротеск, а также свою иронию к происходящему. Лансере пытается противопоставить людей, которых он изображает на картине и архитектуру – благородность строгости беломраморных статуй их подлинное величие, которое удалось воплотить в замечательной архитектуре дворца Растрелли. Художнику хорошо удалось передать красоту парка Царского села.

В картине отсутствует иллюзорность пространства. Полотно написано гуашью, но есть несколько перовых одноцветных акварельных заставок.

Воспроизведенная здесь картина — одна из наиболее интересных и значительных станковых работ художника.

Картина свидетельствует о самом понимании исторической живописи в искусстве начала XX века. Так, атмосфера эпохи раскрыта здесь через образы искусства, воплощенные в архитектуре и парковых ансамблях, костюмы и прически людей, через пейзаж, показ придворного быта, ритуалов. Особенно излюбленной стала тема царских шествий. Лансере изображает торжественный выход двора Елизаветы Петровны в ее загородной резиденции. Словно на сцене театра проходит перед зрителем шествие. Царственно-величаво проплывает тучная императрица, облаченная в тканные одежды удивительной красоты. Далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках. В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. Мы видим то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных. В показе Елизаветы и ее двора нельзя не заметить иронии художника и даже некоторого гротеска. Лансере противопоставляет изображенных им людей благородной строгости беломраморной статуи и подлинному величию, воплощенному в великолепной архитектуре растреллиевского дворца и красоте регулярного парка.