Картина Алексея Кондратьевича Саврасова У ворот монастыря уникальна тем, что представляет собой удивительную игру света и тени. Картина «У ворот монастыря» входит в знаменитый радужный цикл картин художника, даже несмотря на то, что ее значимость оттенена – радугу мы видим где-то за деревьями, в чаще леса.
Тревожный пейзаж с нависшими над храмом и соснами тучами, тянет тяжелый небосвод, который вот-вот готов разлиться хлестким летним ливнем. От ровной водной глади сходит томительная летняя жара, истомой отдает от жужжащих свежих кустов, все запахи природы обостряются и безудержно витают над склоном.
Как это часто бывает в полднечную грозовую пору летом – откуда не возьмись на землю спускается палящий солнечный лучик, но на картине Саврасова он не выглядит слепяще жестоким, напротив, луч света рассеян, широк, он осветил монастырский вход, и люди потянулись на свет в прохладу белокаменного храма. Тишина монастырской заводи нарушается лишь изредка слышными всплесками воды в низине, неспешными шагами людей, спокойно уходящих в свои кельи. Радуга озаряет своим блеском небо и вот-вот готова спрятаться где-то в воздухе, исчезнув до следующего солнцепека.
Художественное мастерство Саврасова во всей красе представлено зрителям в каждой мельчайшей детали пейзажа, в каждом листочке березы, отражающем солнечные блики. Картина притягивает взгляд не только такими очаровательными высветленными местами, как, скажем, подберезовый склон, но еще и домишками на возвышенности, бликами на воде, растениями в их пышном цветении.
Ответ на вопрос – почему именно этот пейзаж привлек внимание художника заключается в его особом отношении к этому месту в Сергиевом Посаде под Москвой. Скит «Киновия», изображенный на картине как раз находится в тех окрестностях, где так часто художник отдыхал со своей семьей.