Анализ иконы Андрея Рублева Рождество Христово - Андрей Рублев
Анализ иконы Андрея Рублева Рождество Христово

Анализ иконы Андрея Рублева Рождество Христово

Икона Рублева «Рождество Христово» была написана на липовой рубленой доске. В настоящее время можно сказать, что красочный слой произведения значительно утрачен, во многих местах заметны пробелы и высветления, практически затерто золото фона. На иконе виднеются отверстия от гвоздей, залитые воском. Особенно много их рядом с головой маленького ребенка в яслях, на крыльях ангелов.

Знаменитая икона Андрея Рублева за многие века своего существования получила серьезные повреждения. Краска местами облупилась, золотой фон вытерся, в некоторых местах дерево пронзают отверстия из-под гвоздей, залитые воском. Несмотря на это, икона до сих пор сохраняет свое неземное сияние и глубоко трогает сердца верующих.

Фоном для основного сюжета служит изображение величественных желто-зеленых гор – они олицетворяют «верхний» божественный мир, добавляя картине легкости.

В центре композиции изображена сама Богоматерь. Дева Мария, завернутая в алое одеяние, полулежит на красном ложе, повторяющем форму ее тела, подобно кокону. Поза ее кажется печальной, а взгляд направлен вдаль. Богородица печалится, потому что знает, какая судьба ожидает ее драгоценное дитя, но вынуждена смириться с этим.

Рядом с ней в яслях, словно в колыбели, лежит младенец Иисус, завернутый в белую ткань. В колыбель к нему заглядывают вол и осел. Вокруг младенца смыкается темнота пещеры, символизирующая греховный человеческий мир, в который Иисус пришел как луч света.

В соответствии с иконографией, вокруг основной сцены художник располагает важные Евангельские события.

В верхней части расположена Вифлеемская звезда, чей свет указывает на новорожденного. За ее лучом следуют трое волхвов с дарами, каждый из которых имеет символическое значение. Золото – это символ Царя, ладан олицетворяет Бога, а смирна – человека, которому предстоит умереть.

В верхней части изображены ангелы. Они тоже ликуют в честь рождения Христа. Один из ангелов склонился к пастуху, чтобы рассказать о рождении Спасителя. Неученому пастуху доступен только один способ познать Бога – через сердце. Но именно этот путь познания является самым коротким, поэтому мужчина расположен ближе всех к пещере.

В нижней части представлен муж Марии, Иосиф. Ангел сообщает ему, кем является рожденный младенец.

С правой стороны изображена сцена омовения Христа, которая напоминает ритуал крещения христианских детей.

Все события происходят на фоне желто-зеленых гор. Пейзаж кажется невероятно легким и воздушным. А в центре изображена сама Богоматерь.

Она немного склонена вправо, опираясь головой на руку, она смотрит куда-то в сторону. Поза ее кажется непринужденной, расслабленной. Ложе по форме будто повторяет плавные очертания ее образа. А алый цвет на картине везде сочетается с темно-зеленым травяным оттенком. Так два сочных цвета будто усиливают друг друга.

Цветовая гамма иконы «Рождество Христово» во многом напоминает тоновые сочетания иконы «Сошествие в ад», где ярко отражается тема празднества. Но все же не стоит на такое совпадение обращать много внимания, так как цветовые решения каждой иконы всегда уникальны. Ложе Богоматери украшено нашивками и теснением из золота около ее головы. Чуть выше, вплотную к ложу Богоматери, изображены ясли в серо-зеленых и оливковых оттенках.

В них лежит новорожденный ребенок, завернутый в белые нежные ткани. Все указывает на то, что рождение именно этого младенца и есть источник радости у всех изображенных на иконе людей. Все герои обращены в сторону колыбели с рожденным Христосом.